Пластический театр — будущее
Сегодня, 27 марта – Международный день театра. БГУ не остается в стороне от этого события. Вслед за «Театральной неделей» наш университет организовал Вторую международную неделю пластических искусств «Куфар_пластылін».
Проведение такого мероприятия говорит об очень яркой черте студенческого театра: он ищет новые формы. Старается через пластику донести смысл до зрителей. Интересно посмотреть, как это получается у белорусского театра и у ребят, приехавших из Вильнюса.
В первый день «Куфара» были показаны два пластических спектакля: «ЕжеГород» (Театр танца [ОтражениЯ], БГУИР) и «Эгис//Песня земли» (Кинетик-труппа Вильнюсского университета). Первая постановка получилась лаконичной, четкой. Режиссер Антонина Рутковская сделала удивительно целостную картину жизни города. Движения актеров дополнялись мимикой (особенно запоминающейся, яркой она была у актрисы Дарьи Бедрицкой). Звуковое оформление подчеркивалось светом. Помогала открытию идеи и цветовая символика: актеры были в черном. Город — быстрый, цикличный — завораживал. Симметрия на сцене, выверенные линии, создаваемые актерами, подчеркивали эту цикличность. И никаких слов. Только пронзительное «а-а-а…», которое актеры передавали друг другу. С каждым разом все громче и громче. Эмоциональная градация… В итоге, хороший пластический спектакль. Которому все же не хватило ярких моментов, интересных режиссерских экспериментов.
Этот недостаток был восполнен спектаклем «Эгис//Песня земли». Режиссер Андрюс Пулкавнинкас разошелся по полной. Чтобы показать хаотичность, сумасшествие вселенной и человеческого разума, он смело использовал все возможные средства. Музыка с этническими мотивами постоянно менялась, то нарастала, то стихала. Ей вторил свет – синий, зеленый, красный… Создавался такой ритм. Пластика актеров дополняла это сценическое, завораживающее безумие: актеры поедали друга друга, висли один на одном, идолопоклоннические движения придавали всему особую пикантность. Но режиссер пошел еще дальше: использовал проектор. И когда на сцене танцевал актер – на экране двигалось его повторение. Это повторение увеличивалось, удваивалось, утраивалось. Всё больше было одних и тех же фигур. Таким образом Пулкавнинкас показал не просто раздвоенность, а множественность человеческого сознания. И хотя спектакль был несколько затянут (это всё же его недостаток), главное, в нем было множество экспериментов.
Мы видим, как различны между собой два пластических спектакля. И как они дополняют друг друга. Гармония, четкость, краткость. И… хаотичность, экспериментальность, большая длительность. Это говорит о хорошей перспективе пластического театра, который может быть таким разным. У которого достаточно выразительных средств для абсолютно любых режиссерских интерпретаций, будь то показ цикличного города или безумного сознания.
Конечно, пластический театр никогда полностью не вытеснит классические постановки. Однако его влияние будет только возрастать. Уже сейчас в наших театрах пластика играет одну из ведущих ролей. Потому что форма становится зачастую не менее важной, чем содержание (причем, во всех видах искусства!). Ассоциации начинают главенствовать. И в театре…
Фото: dverifest.org