ПАНКИ ХОЙ, МАНЕ ЖИВОЙ: биография Эдуарда Мане
«Я никогда не стану выставляться на задворках. Я войду в Салон через главный ход. Успех запоздает, но он несомненен: мои картины попадут в Лувр!» Так про свое творчество говорил Эдуард Мане — французский панк, отец импрессионизма. Полотна Эдварда Мане, спасшего картины от академических марок, долгое время оставались непонятыми. Потому как вместо лиц на портретах мазня, что казалось неправильным по мнению старпёров.
Художник родился 23 января 1832 года в столице Франции. Его родителями были Огюст Мане, министр юстиции, и Эжени-Дезире, дочь дипломата — успешные люди. Они хотели, чтобы Эдуард тоже был обеспечен. Родители верили: образование и карьера сына — вот что важно, поэтому рисование — пустая трата его времени. С таким подходом творческие таланты Мане погибли, если бы не дядя Эдмон-Эдуард Фурнье. Тот устроил юношу в класс живописи.
В первые годы своего творчества Эдуард Мане пытался угодить наставнику, но позже решил придерживаться своего видения мира. Вкус и стиль воспитал в себе этот гений во время поездки в Рио-де-Жанейро. В конце 1848 года юноша был назначен кают-компанией на корабль. Впервые Мане увидел море солнца и поразительное богатство красок. Домой он привез с собой чемодан, полный карандашных набросков, сделанных им во время долгого путешествия. Далее Эдуард Мане продолжил учиться: поступил в студию Тома Кутюра, потому что именно здесь он познакомился с работами великих мастеров. Затем художник вживую анализировал успех своих предшественников в Германии, Италии, Голландии и Австрии.
А в конце 1840-х годов Эдуард Мане встретил женщину своей мечты, музу Сюзанну. С первого взгляда она стала предметом его восхищения на всю жизнь и женой.
В конце 1850-х годов Эдуард, возомнив себя великим, выставлял свои работы на традиционный Салон. Не все работы приняло жюри. Те же полотна, что были отобраны — похвалили («Испанский гитарист»/»Гитарреро» и «Портрет моих родителей»).
Маленький шаг для истории и великий для Эдуарда Мане. Этот успех принес славу, деньги и признание отца! Далее художник переехал в западную часть Парижа. В это же время организаторы Салона провели еще один показ работ, где была картина Мане «Мальчик с вишневым деревом».
Бурная реакция публики и пристальное внимание к Эдуарду Мане появились с «Салона отвергнутых» устроенной императором Луи Наполеоном, то есть на выставке тех работ, которые не были представлены в официальном Салоне. Параллельная выставка была проведена во Дворце Независимых, недалеко от Лувра. Настоящей звездой этой выставки стал «Завтрак на траве» Мане и «Олимпия». Настолько это полотно было опережающим свое время, что к нему приставили охрану, дабы наглую голую Олимпию не распяли интеллигенты с тростями.
В доме 11 по улице Grande Rue de Batignolles (позднее rue de Clichy) в кафе Gerbois художники-импрессионисты имели привычку собираться по нескольку раз в год. По четвергам и воскресеньям Эдуард Мане принимал там участие в оживленных дискуссиях. Также Эмиль Золя, Эдгар Дега, Клод Моне, Пьер Огюст Ренуар, Альфред Сислей, а иногда Поль Сезанн и Камиль Писсарро заседали в Gerbois.
Примерно в это время Эдуард и Сюзанна поженились. Теперь роман художника и пианистки был официальным. Еще до свадьбы влюбленные договорились, что девушка не будет устраивать скандалы из-за измены, а он будет каждый раз возвращаться домой и играть роль порядочного семьянина… Ведь поводов для истерик у Сюзанны было много. К примеру, Мане написал более десяти картин с Бертой в качестве героини. Самые известные из них — «Берта Морисо с веером», «Балкон», «Портрет Берты Морисо с букетом фиалок»и «Отдых. Портрет Берты Морисо». А сколько еще любовниц у него было знает только сам Эдуард Мане.
Мане только смеялся в лицо общественности и как одержимый писал портреты, натюрморты, события из жизни. Он оперативно писал сцены происшествий, как правило оказываясь там первый.
На протяжении всей своей карьеры художник постоянно преследовался защитниками культуры. Даже пришлось художнику уехать в Испанию. Там, однако, он проводил свои дни, наслаждаясь шедеврами Гойи, Веласкеса и Эль Греко. Такая передышка пошла на пользу гению.
В 1867 году Мане открыл свой собственный павильон на Всемирной выставке в Париже. Там он показал 50 работ, созданных им в течение десятилетия. В результате два следующих Салона приняли работы Мане.
До смерти гениальный Мане в 1882 году завершил работу над своим шедевром «Бар в Фоли-Бержер». За это полотно он был награжден орденом Почетного легиона. 30 апреля 1883 года великий художник скончался. «Отец импрессионизма» был похоронен на кладбище Пасси в Париже. На похоронах присутствовали родственники покойного и его соратники Пьер Ренуар, Эдгар Дега и Клод Моне. Пускай же гению Мане и на том свете наливают в баре!