От ненависти до любви один шаг
Существует стереотип, что девушкам не нравятся фильмы о войне. Какое-то время это предубеждение име ло место и в моей жизни. Все, что касалось военных действий (фильмы, книги) просто отметалось, но в восьмом классе ко мне в руки «добровольно-принудительно» попала повесть Бориса Васильева «А зори здесь тихие…». Поскольку читать в то время мне было сложнее, предложили посмотреть фильм. Так произошло мое знакомство с творчеством великого режиссера Станислава Иосифовича Ростоцкого.
В центре всей картины пять девушек-зенитчиц, которые из-за чудовищных обстоятельств вынуждены выполнять совершенно не женскую работу, стоящую жизни. Они, во главе со старшиной Федотом Васковым, идут оборонять Кировскую железную дорогу от немецких диверсантов. Изначально предполагалось, что немцев всего двое, однако, вскоре выяснилось, что их шестнадцать. Поскольку силы не были рассчитаны на такое количество врагов, а подкрепление пришло слишком поздно, все закончилось трагично. В живых остался только старшина.
Съемки «А зори здесь тихие…» проходили в деревне Сяргилахта Республики Карелия в 1972 году. Свою кинокартину Ростоцкий, будучи фронтовиком, посвятил медсестре, которая вынесла его с поля боя и спасла от смерти. Экранизация получилась выигрышной в том числе и из-за того, что режиссер был сам причастен к военным действиям.
Наиболее удачным моментом в создании фильма можно назвать выбор актерского состава. Важно, что Станислав Иосифович сумел правильно распределить роли, ведь изначально предпочтения самих актеров значительно отличались. Например, Елена Григорьевна Драпеко, исполнившая роль Лизы Бричкиной, хотела быть Женей Комельковой. Но все сложилось настолько идеально, что в какой-то момент даже забываешь, что это фильм и актеры.
Безусловно, все артисты сыграли замечательно. Однако есть образ, который мне, тогда еще пятнадцатилетней девочке, запал в душу больше всего – это Женя Комелькова в исполнении Ольги Михайловны Остроумовой. Неспроста сам Борис Васильев выбрал ее на эту роль. Благодаря таланту Ольги Михайловны, Женька получилась не просто очень красивой, а самой смелой, сильной, солнечной и доброй. Нет, совсем не легкомысленной, а просто человеком, умеющим искать выход из любой ситуации и жить вопреки обстоятельствам. По сюжету моя любимая героиня теряет семью. Ей безусловно тяжело, но она не озлобилась на весь мир, а осталась такой же светлой. Удивительно, как получилось так гармонично сочетать «серьезность» и «солнечность». Хочется отметить наиболее показательные моменты в фильме, которые раскрывают образ, к ним можно отнести фрагмент, когда Женька до похода исполняет песню «Он говорил мне», это помогает другим девушкам немного забыть о войне. Мы видим, что в это время всплывают счастливые воспоминания. Следующим моментом, покоряющим сердце и душу, можно назвать исполнение «Катюши» на берегу реки, когда героиня рисковала жизнью, чтобы обмануть фрицев. Замечательно переданы эмоции Васкова, Женьки и остальных девушек. Невозможно забыть финальную сцену, когда героиня осталась фактически наедине с немцами абсолютно безоружной. Мы видим, что Женька по-прежнему пытается держать себя в руках, уводя за собой фашистов, она продолжает петь, мстит за своих девчонок, но после ранения силы потихоньку уходят. До последнего момента героиня сохраняет мужество, но оказывается в западне: прижатой к скале с единственным оружием в руках – камнем. По словам создателей фильма, данная сцена переделывалась много раз. На мой взгляд, успех был достигнут, ведь зрителю становится понятно, что даже такая сильная личность может оказаться в бессильном положении.
Несмотря на шикарно сыгранную роль, сама актриса отмечает, что не совсем довольна своим исполнением. Однако этот образ, созданный Васильевым и воплощенный Ольгой Остроумовой, был для меня идеалом, к которому начала стремиться. Тогда, в школьном возрасте, стремление сопровождалось пением «Катюши» на берегу реки, походами в тир, катанием на лошадях и покраской в рыжий цвет. Кроме того я полностью пересмотрела свое отношение к жизни и постоянно побеждала себя. Когда хотелось загрустить или расстроиться, то вспоминала заветное «она никогда не расстраивалась», говорила себе, что Женька бы так не поступила. Могу сказать, что это определенно сделало меня лучше: стала увереннее в себе, научилась с улыбкой справляться с проблемами и находить больше позитива, нашла свое место в жизни. Позже «детская» любовь к Женьке переросла в огромную любовь к народной артистке России Ольге Остроумовой и ее творчеству. Этот переход также открыл новые горизонты, например, познакомил с театром.
Что же касается цветового оформления, то фильм по задумке Станислава Ростоцкого идет полностью в черно-белом, исключения составляют воспоминания девушек о жизни до войны. Данный жест отлично отражает факт того, что война все четко разделила на «до» и «после». Кроме того цветной оставлена сцена мнимого диалога Лизы Бричкиной с Васковым после ее смерти. Героиня как бы отвечает Федоту с неба «торопилась я», на мой взгляд, голубой облачный фон – символ того, что она уже достигла новой светлой жизни. Также в цветном варианте представлена финальная сцена фильма: действия после войны.
Сейчас, спустя шесть лет, я критично отношусь к экранизациям, потому что они все чаще не оправдывают мои ожидания: пришло понимание, что кино намного «беднее» книг. Но с уверенностью могу сказать, что «Зори» Ростоцкого – исключение.