Он и Она в русской поэзии
Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
Такое прекрасное и в то же время волнующее чувство — любовь! Неправда ли? В жизни любого человека оно играет важную роль. Но что именно представляет из себя любовь? Быть может, это то, что делает наши обыденные дни ярче и счастливее? Или то, что помогает нам выстоять в сложный период нашей жизни? В любом случае, любовь была и есть рядом с человеком на протяжении всего его существования. Нередко именно она становится центральной темой обсуждения в мире поэзии. Посудите сами, среди всех поэтов знаменитого «золотого века» не найдется и десятка таких, кто ни разу бы не затронул тему любви. Ведь выразить свои чувства и мысли легче всего в поэтических строках. Воодушевлённо описывают её поэты, стремясь как можно детальнее изъявить свои душевные порывы.
Эпиграф взят мною неспроста. Данное четверостишие является лишь частью откровенного признания А.С. Пушкина. Читая стихотворение «Я помню чудное мгновенье…», перед нами появляется образ женщины, совершенно удивительной. И если даже образ этот не столько реальный, сколько идеальный, рождённый фантазией поэта, первоосновой его всё же была женщина вполне реальная — Анна Петровна Керн, в которую некогда был влюблён великий поэт.

Начало 1819 года… Петербург – их первое знакомство. Уже тогда поэт был очарован красотою этой очаровательной женщины. Однако Анна Петровна была замужем за генерала Ермолова, поэтому законы светского общества не позволили поэту открыто выразить свои чувства женщине, которой он был представлен всего несколько часов назад. В его памяти Керн осталось «мимолётным виденьем». После этой встречи прошло шесть лет, Александр Сергеевич вновь повстречал Анну Петровну летом 1825 г. Неожиданная встреча вернула поэту его угасшие чувства, вызвала пробуждение в душе Пушкина. Он вновь ощутил полноту жизни и радость творческого вдохновения. Именно в это время было написано стихотворение «Я помню чудное мгновенье…» Данное произведение — это воспоминания лирического героя о дорогом ему образе, который навсегда останется у него в памяти. Анна Керн явилась перед ним и овладела его сердцем. Непосредственно эта женщина стала олицетворением «гения чистой красоты».

А.С. Пушкин, талантливейший поэт и мастер слова, умел облачить свои любовные переживания в словесную форму. Немалое количество его стихотворений было именно о любви, и многие из них были не просто размышлениями на эту тему, они были посвящениями женщинам, к которым Пушкин питал чувства на разных этапах своей жизни.
Музой, к которой были обращены самые сильные – и с точки зрения эмоций, и с точки зрения поэтического мастерства – стихотворения, стала Наталья Гончарова, будущая жена поэта. Эта женщина, «чистейшей прелести чистейший образец», стала идеалом Пушкина. «Мадонна» (1830), «На холмах Грузии лежит ночная мгла» (1829), «Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит…» (1834) и многие другие стихотворения уже состоявшегося поэта были посвящены ей – его последней музе.
Но в истории русской литературы известны и случаи, когда поэтессы посвящали произведения своим возлюбленным, тем самым, допуская читателя в свой внутренний мир и рассказывая о самом сокровенном. А. Ахматова тому пример. Некоторое количество её произведений связано с Н. Гумилёвым. Как и у него с ней. История их любви поистине удивительна, но в тоже время и трагична. Это — история любви, так и не ставшая сказкой. Она принесла много боли и страданий обоим, смерть супруга стала для поэтессы потрясением. Её терзало чувство вины, она винила себя в его гибели. Ахматова сохранила у себя его рукописи, пыталась издавать его сборники, всячески помогала его биографам, посвящала ему свои стихи. Таким стало произведение «Что ты бродишь неприкаянный…»:

Что ты бродишь неприкаянный?
Что глядишь ты не дыша?
Верно, понял: крепко спаяна
На двоих одна душа.
Эти строки Ахматова написала в декабре 1921-го года. Она называла себя вдовой Гумилёва и до последнего дня сохранила память о нём.
«Любовь – это огонь, зажигающий душу» — произнёс когда-то итальянский философ Д. Бруно. Это чувство остаётся тайной, загадкой, которой невозможно дать четкого определения. Однако я знаю точно: любовь способна изменить человека до неузнаваемости и именно она имеет право быть смыслом жизни и источником вдохновенья.