Не ждите увидеть Шекспира!
Рецензия на спектакль Валентины Ереньковой «Укрощение строптивой»
Зрительный зал почти полон. Совсем скоро прозвенит последний звонок, но можно быть уверенным, что к тому времени займут все редкие пустующие места. Будут играть Шекспира! На спектакли этого драматурга нельзя позволить себе не прийти. В зале гаснет свет, и с ним тускнеет желание зрителей поговорить. В абсолютной тишине поднимается занавес… Но проходит пять минут, и люди в недоумении сверяются с программкой спектакля. Они пришли на Шекспира, ожидая увидеть длинные платья и классические фраки. Но идя на спектакли, поставленные Валентиной Ереньковой, стоит отбросить всякие предубеждения.
Первое, что бросается в глаза, — это декорации. Они, словно лоскутья разноцветного полотна, из, казалось бы, несовместимых элементов, образуют единое целое. В пьесе сочетается абсолютно всё, начиная от цветов костюмов поющих фазанов и заканчивая выразительным образом Мадам, бродячего актёра, временно исполняющего роль жены лорда Винченцио. Татьяна Лисовенко, ответственная по костюмам, сделала правильный выбор, решив нарядить этого эпизодического героя в балетную пачку.
Но одежда актёров в этой пьесе отражает не только дух эпохи и характер действия. Костюмы тут – элемент сюжета. Ведь чем нетипичнее поведение героя, тем страннее его одежда. Вспомнить хоть свадебный наряд Катарины, роль которой исполняла Вероника Пляшкевич: рубиново-красное платье, подол которого будто не имеет границ, бесконечной волной заполняя всю сцену. Для самой строптивой героини тоже не существует никаких рамок, никаких ограничений, но только до тех пор, пока Катарина не полюбила. Тогда-то она и приобретает не свойственную ей вначале кротость. А ведь именно Петручио(Сергей Чекерес) избавляет свою новоиспечённую жену от чересчур длинного подола, таким образом, будто ограничивая свободу её действий. И Катарина соглашается заточить свою строптивость в самом дальнем уголке души. После «забега жён», в котором старшая дочь Баптисты победила, она убеждает непослушных женщин, что полностью содержащие их мужья достойны любых жертв. «И что же просит он взамен? – вопрошает героиня у затаившего дыхание зала. – Любви, покорности да ласки кроткой. Как мало за такой тяжёлый труд…»
Однако в «Укрощении строптивой» детально рассматриваются не только отношения между мужем и женой, но также затрагиваются проблемы и социального неравенства. На протяжении спектакля противопоставляется жизнь богача и нищего. Сюжет пьесы построен на «театре в театре». Бедняка – его роль играет заслуженный артист Беларуси Владимир Шелестов – по прихоти лорда Винченцио (Андрей Захаревич) переодевают в дворянина и исполняют для него пьесу «Укрощение строптивой». Их спектакль всё время прерывается восклицаниями подложной жены лорда Мадам: «Погодите, наш лорд опять уснул!» Но когда пьесу доигрывают, бедняка снова одевают в лохмотья. «Как холодно!» — стонет он, познав комфорт жизни дворянина. Для старого медника перевоплощение было чудесным сном, а для богачей только игрой…
Пьеса Уильяма Шекспира по прошествии четырёх веков наконец нашла постановщика, способного показать всё своеобразие творения великого драматурга. Валентина Еренькова одним взмахом руки привнесла в спектакль ту динамичность и эпатаж, благодаря которой пьеса раскрывается полностью. И теперь эта смелая до дерзости и искренняя до откровенности постановка «Укрощения строптивой» будоражит умы зрителей, даже не пытаясь укротить их фантазию.