Любовный коллаж в балете 14

Любовный коллаж в балете

На малой сцене Театра оперы и балета прошел балет «Метаморфозы» по мотивам одноименной поэмы Овидия. Вопрос, возникший после просмотра постановки: насколько далеко балетмейстер может зайти в своей интерпретации?

К сожалению, Ольга Костель в своих творческих поисках несколько перегнула палку. Из самого Овидия она выбрала лишь истории о любви, попытавшись создать свою любовную историю — всепоглощающую, всеобъемлющую. Безусловно, любовь и должна быть такой. Необъятной… Недаром эпиграфом к постановке выбраны слова Новалиса: «Любовь – конечная цель мировой эволюции, правда Вселенной». Замечательные слова. И замечательна идея балета: воспеть любовь. Вот только песня получилась растянутой и расплывчатой.

Действующие лица взяты из античной мифологии: боги, герои, их возлюбленные. Причем, сначала действие из древности переносится на 10 000 лет вперед, потом – еще на 1000 лет в будущее. Глава богов, Юпитер, открывает свой торговый центр «Олимп» — и начинается всеобщее поклонение вещам. Потому и сцена освещена ярким золотым светом, а у главных героев золотые наряды.  Золото правит миром.

Юпитер, с щегольскими усиками, залакированными волосами, модными очками – ну просто настоящий стиляга.  Кумир, король, Элвис Пресли… Денис Климук отлично справился с ролью. Грациознейше изменяет он своей Юноне (Наталья Акинина). Грациознейше соблазняет прелестных красавиц. Так что к золоту добавляется еще и пылкое, ненасытное сладострастие. А еще – жуткое самолюбие.

И не забывайте: Юпитер ведь кумир, так что он порождает копии самого себя. Нарцисс, Ясон, Пигмалион… Все они копируют пороки Юпитера. Под влиянием золотого идола герои изменяют своим возлюбленным.

Идея ясна: материализм, себялюбие, звериная похотливость губят искренние, чистые чувства. В балете было много сильных моментов, которые работали на эту идею. В первую очередь, это танцы любовных пар. Максимально откровенные, пылкие, не похожие друг на друга, хотя и говорят они об одном: об отношениях мужчины и женщины. Такие выступления породили настоящее торжество человеческих тел. Это то, что естественно, это сама природа. А природу не победить ни деньгам, ни вещам, ни славе. Заметьте, как тонко подвели нас к идее.

Эта тонкость замечается и в других деталях. Балетмейстер делает абсолютно небольшие штришки: золотые пакеты с надписью «Олимп», зеркало у Нарцисса. И цветы, красные цветы в начале и в конце постановки. Очень образно!

А еще, циклично. Балет начинается появлением амура с цветами, им же и заканчивается. Добавьте к этому великую музыку Баха, и вы прочувствуете невероятную красоту любви.

Но ваше чувство, хоть и будет возвышенно прекрасно, все же будет и расплывчато, нецелостно. Потому что невозможно проникнуться множеством любовных историй одновременно. Получается такой любовный коллаж, наслоение нескольких «любовей». Причем, каждая из рассказанных любовных историй, совершенно уникальна. Ведь Эхо любила Нарцисса совсем не так, как Медея Ясона, к примеру. Одна, глубинно показанная история любви может удивительно широко раскрыть любовь вообще. И наоборот, множество рассказанных историй может только запутать. Зритель уже не будет думать о любви. Он с усердием будет всматриваться на сцену, пытаясь понять: кто это там танцует и зачем.

Многие зрители с недоумением в глазах выходили с балета. Жаль, ведь постановка была красивой, во многих местах – изысканно тонкой. Только не цельной…  Так стоила ли интерпретация этого? Вряд ли. В погоне за новым, за сенсационными экспериментами, многие в искусстве забывают главное. То, что оно должно не шокировать и путать, а возвышать и просветлять.

Добавить комментарий