Кино – язык, неподвластный речи 20

Кино – язык, неподвластный речи

17 декабря отметили свой профессиональный праздник кинематографисты Беларуси – день белорусского кино. 28 декабря празднуется международный день кино. Сегодня мы попробуем разобрать его история и рассмотреть лучшие работы.

История: от революции до независимости

Белорусский кинематограф начал существовать в период советской власти, с основания «Киноресбела» и его переформировки в «Белгоскино». Насчет первого фильма идет множество споров. Официально считается, что экранизация повести М. Чарота «Свинопас», повествующая о событиях советско-польской войны 1919-1921 годов на территории Советской Беларуси, «Лесная быль» под режиссерством Юрия Тарича, основоположника белорусского кинематографа. Но над фильмом «Проститутка (Убитая жизнью)», режиссера Олега Фрелиха, работа была начата раньше, и выпуск в советский прокат был также раньше чем «Лесная быль». Сокрытию этого факта послужило начало сталинистской политики и культа личности И.В.Сталина, окончание политики НЭПа и белорусизации, как попытки буржуазными странами развязывания демократизации в БССР. С началом сталинских репрессий и введением еще более жесткой цензуры, «Проститутка» была запрещена по прошению замминистра комиссара культуры СССР к И.В.Сталину.

«Белые росы». Игорь Добролюбов

Кино – язык, неподвластный речи 21

Картина белорусского кинорежиссера Игоря Добролюбова, вышедшая в прокат 1984 года, стала вторым самым кассовым фильмом в истории белорусского кинематографа. Фильм передает тяготы и переживания периода урбанизации. Действия происходят в деревне Белые Росы, которая скоро сравняется с землей. Ветеран труда и трех войн, Федор Филимонович, беспокоится о судьбах своих сыновей. Старший стал скупым, средний – путешественником, а третий – балагуром и шутом. фильм построен на любовном треугольнике, едва не разрушившим семью одного из братьев. Андрей, старший сын, пристрастился к алкоголю и готов был променять жену на бочку пива. Саша, средний сын, уехал с семьёй на добычу золота в Сибирь. Василий, младший сын, все-таки женится, так как после долгих уговоров отца, знакомых и родственников, он наконец взялся за ум и стал вести размеренную жизнь человека советского рабочего класса.

«Иди и смотри». Элем Климов

Кино – язык, неподвластный речи 22

Фильм Элема Климова является одной из самых выдающихся картин белорусского кино и военного кинематографа в целом. Картина получила на золотого льва Венецианского кинофестиваля и золотой приз Московского кинофестиваля. Он был снят по мотивам произведений Алеся Адамовича «Хатынская повесть», «Партизаны» и «Каратели». Адамович также стал со сценаристом фильма. Лента повествует события на территории оккупированной немцами Беларуси. 16-летний Флёра уходит в 1943 году на фронт в партизанские отряды, но из-за молодого возраста его не берут в бой и он вместе со своей подругой Глашей решается уйти из отряда. после того как они в лесу попали под обстрел немцев, они отправляются во флерин дом, но не найдя никого, они решают отправиться на остров, где, по их мнению, скрывались все жители, но флера, в отличие от глаши не заметил за сараем расстрелянных людей. Но после прибытия на остров, Флера осознает убийство своих родных и пытается совершить самоубийство, которое было предотвращено островитянами. Флера со своим напарником крадут корову у коллаборациониста и доют её, но, попав под обстрел немцев в поле, корова вместе с напарником погибают. Уснув на трупе коровы, Флера, просыпаясь поутру, заметил проезжающего крестьянина с телегой, но в это время нацисты и коллаборационисты высадились около, и, спрятав оружие в сене, они отправляются в деревню под видом деда и внука. После в деревню наведываются отряды СС, и после проверки документов сожгли большинство жителей в сарае. Очнувшись, Флёра уходит в лес и обнаруживает, что палачи попали в засаду партизан. Взяв в поле свою винтовку, он возвращается в деревню, где встречается со своим партизанским отрядом. Взяв канистру бензина из брошенного немецкого мотоцикла, подросток идёт на место суда над взятыми в плен карателями. Партизаны собираются расстрелять их, но каратели, среди которых много коллаборационистов, начинают оправдываться и просить о пощаде. Лишь эсэсовец заявляет, что не все народы имеют право на жизнь. По знаку командира Флёра подаёт немецкому переводчику канистру с бензином, и тот в надежде спасти себя поливает им кричащих пленных. Но, не выдержав отвратительной сцены, одна из женщин начинает стрелять по ним. Партизаны уходят из деревни. Измученный, седой и морщинистый Флёра находит чуть поодаль от места суда портрет Гитлера с надписью «Гітлер асвабадзіцель» и начинает исступлённо и со всей яростью в него стрелять. Сцена сопровождается нарезкой кинохроники ключевых событий становления, развития и последствий национал-социализма в Германии. Фильм заканчивается сценой измученного, истощенного войной подростка, всего постаревшего, иссякшего.

«Хрусталь». Дарья Жук

Кино – язык, неподвластный речи 23

Один из самых ярких фильмов в современном белорусском кинематографе, удостоен номинаций на кинофестивале в Карловых Варах и Ники, был выдвинут на номинацию за лучший фильм на иностранном языке. Фильм повествует о неформальной девушке-диджее, Эвелине, в посткоммунистической Беларуси 90-х. Для поездки на родину хауса – Чикаго, она отправляется в посольство США, где обнаруживает, что не имеет справки для подтверждения своего материального положения, и подделывает ведомость от работодателя, но, указав неправильный номер телефона, пытается найти его владельца. После отправляется в поселок Хрустальный, где пытается найти дом с этим телефоном. Найдя нужный адрес,вскрывается, что у детей владельцев намечается свадьба. Сквозь весь переполох, она поселяется в гостевом доме и каждый день ждет звонка из посольства. Позже жених, сын хозяйки, начинает приставать к Веле, но та не отвечает взаимностью. В день свадьбы Веля, не дождавшись звонка из посольства, вместе с младшим братом жениха, Костей, узнавшим обо всем нутре его брата, уезжают из Хрустального, взяв деньги, подаренный молодоженам на свадьбе.

Добавить комментарий