Голландский угол - гениальное явление кинематографа 14

Голландский угол — гениальное явление кинематографа

Голландский угол (Dutch angle/Dutch tilt) — это способ построения кадра, когда камера располагается под наклоном относительно линии горизонта и/или нижней стороны кадра. Простыми словами термин можно описать как «заваленный горизонт».  

Происхождение термина

Хотя прием называется «голландским углом», к голландскому кинематографу он отношения не имеет. Название пошло из путаницы — слово Dutch (голландский) вытеснило созвучный оригинал Deutsch (немецкий). Потому иногда прием называют еще и «немецким углом».

Голландский угол - гениальное явление кинематографа 15
Кадр из фильма «Кабинет доктора Калигари» (1920)

Распространение

Активно заваливать горизонт начали в 20-е годы прошлого века в кинематографе немецкого экспрессионизма. В фильмах этого направления часто поднимались темы душевного беспокойства, сумасшествия, а их действие разворачивалось на фоне нередко полуфантастической искаженной реальности. Голландский угол в таком контексте оказался очень подходящим визуальным инструментом. Яркий пример — фильм-родоначальник немецкого экспрессионизма «Кабинет доктора Калигари» Роберта Вине.

Голландский угол - гениальное явление кинематографа 16
Кадр из фильма «Человек с киноаппаратом» (1929)

Примерно в то же время ракурсная съемка получила популярность в советском кинематографе, где ее применяли в том числе, чтобы придать изображению больший динамизм. Пожалуй, наиболее ярко это проявилось в документальном «Человеке с киноаппаратом» Дзиги Вертова.

Голландский угол - гениальное явление кинематографа 17
Кадр из фильма «Птицы» (1963)

Уже в 30-е годы прием пришел в Голливуд, где оказался особенно востребован в жанрах хоррора, триллера, мистики, нуара, то есть как раз в тех фильмах, где экранный мир отличается особым настроением. Режиссеры часто используют голландский ракурс, чтобы сигнализировать зрителю о том, что в сцене что-то происходит не так, потому что такая подача дезориентирует или тревожит зрителя. К 50-60-м годам прием потерял жанровую «окраску» и утвердился в качестве традиционных визуальных инструментов самых разных режиссеров. Среди кинематографистов, для которых голландский угол стал характерной стилевой чертой, можно выделить Альфреда Хичкока, Орсона Уэллса, Михаила Калатозова, Брайана Де Пальму, Терри Гиллиама, Тима Бертона, Кристофера Нолана и многих других.

Эффеты, которые создает голландский угол

Конфликт. Голландский угол создает ощущение напряжения, он часто появляется в сценах с ярко выраженным конфликтом героев, а то и героя с самим собой. Один из примеров — картина Спайка Ли «Делай, как надо». Кстати, может использоваться и как инструмент демонстрации взаимоположения героев относительно друг друга. В той же сцене из «Делай, как надо» условно более сильные, доминирующие герои намеренно сняты с нижней точки. Тот же подход использовал, например, Орсон Уэллс в «Гражданине Кейне», чтобы подчеркнуть масштаб личности главного героя. 

«Драйв», 2011
«Драйв», 2011
Голландский угол - гениальное явление кинематографа 18
Кадр из фильма «Гражданин Кейн» (1941)

Динамика происходящего. Иногда голландский угол применяют потому, что он добавляет кадру динамики, делает запечатленное на нем более энергичным. Возможно, поэтому прием часто используется в боевиках и при создании экшн-сцен.

Ирина Калмыкова
Голландский угол - гениальное явление кинематографа 19

Переживания героя, искажение восприятия. Кадр с голландским углом — это почти всегда кадр, подсознательно создающий у зрителя ощущение дискомфорта, поэтому его часто используют, если авторам необходимо передать какое-то сильное и не самое приятное субъективное состояние героя. Например, страх, шок, сомнение, волнение, дезориентацию, смятение, безумие и так далее. Голландский угол предполагает нарушение традиционных и привычных правил построения композиции, а потому работает и в случае передачи сильных внутренних переживаний, когда герой выходит за рамки привычного эмоционального состояния.

Голландский угол - гениальное явление кинематографа 20
«12 обезьян»
Голландский угол - гениальное явление кинематографа 21
Страх и ненависть в Лас-Вегасе

Характеристика или качество. Иногда голландский угол применяют при съемке определенного героя, чтобы подчеркнуть ту или иную его характеристику. Например, в телесериале 60-х годов «Бэтмен» горизонт программно заваливается на персонажах-злодеях (интересно, что сериал дал приему такую популярность, что иногда его даже называют не голландским углом, а «углом Бэтмена»). В «Зловещих мертвецах» Сэма Рэйми голландский угол всегда указывает, что персонаж стал одержимым демонами. 

угол Бэтмена / Поиск по тегам / КиноКухня

Атмосфера. Иногда голландский угол помогает сформировать ощущение от того или иного пространства. Например, Дэнни Бойл в «Миллионере из трущоб» передает особую витальность и энергетику Мумбаи во многом благодаря использованию этого приема. Мрачный образ Санкт-Петербурга в «Дуэлянте» Алексея Мизгирева также отчасти формируется за счет противоестественных ракурсов.

Голландский угол - гениальное явление кинематографа 22

Голландский угол - гениальное явление кинематографа 23
«Начало»
Кинословарь: голландский угол
«Гарри Поттер и тайная комната»

Драматизм. В особо напряженных моментах наклоненная камера усиливает воздействие на эмоции зрителя. При таком ракурсе трагические события и переживания героев ощущаются острее. Прием пришелся по душе Михаилу Калатозову. Так, в фильме «Летят журавли» сцены бомбежки или измены не обходятся без голландского угла, так что напряжение доводится до пика.

Голландский угол - гениальное явление кинематографа 24
Голландский угол - гениальное явление кинематографа 25

Ясное дело, все эти эффекты могут сочетаться друг с другом.

Примеры использования в фотографии:

Голландский угол - гениальное явление кинематографа 26
Голландский угол - гениальное явление кинематографа 27
Голландский угол - гениальное явление кинематографа 28
10 подсказок по композиции. Часть 2

Примеры в аниме:

Голландский угол - гениальное явление кинематографа 29
Голландский угол - гениальное явление кинематографа 30
Голландский угол - гениальное явление кинематографа 31
Голландский угол - гениальное явление кинематографа 32
Голландский угол - гениальное явление кинематографа 33

Итак, изначально обосновавшийся в немецком экспрессионизме для выражения безумия, напряжения голландский угол и спустя век сохранил свои основные функции. Однако он и приобрел массу других, позволяющих зрителю еще больше погрузиться в происходящее в иных мирах.

Добавить комментарий