Евровидение за кадром: как организован процесс телетрансляции 13

Евровидение за кадром: как организован процесс телетрансляции

«Евровидение» — один из самых популярных телепроектов в мире. Песенный конкурс по количеству зрителей уступает лишь трансляциям спортивных мероприятий. Конкурс начинает свою историю с 1956 года.

Организатором конкурса, владельцем всей интеллектуальной собственности, созданной в его рамках, является Европейский вещательный союз (ЕВС). В него входит 73 телекомпании (на данный момент Беларусь представляет Белтелерадиокомпания).

Предварительно, каждый участник, член ЕВС, должен провести отбор участников внутри страны в свободной форме. Далее к работе с конкурсантами подключается телекомпания страны-организатора, а также команда генерального директора конкурса (на данный момент Мартин Остердаль из Швеции).

На место проведения конкурса из Швеции приезжают 4 Передвижных телевизионных станций, из которых и будет передаваться сигнал национальным вещателям.

Чаще всего, техническое обеспечение конкурса предоставляет принимающая сторона. Но часто ЕВС тоже оказывает поддержку. Например, с 2021 года конкурс транслируется в разрешении UHDTV (1080i для телетрансляции). Нужного количества оборудования для работы в 4К-формате в стране-организаторе может не оказаться. Тогда ЕВС будет привлекать телекомпании соседних стран.

Итак, сцена построена, статисты доставлены. Можно начинать репетиции. Режиссер один из первых появляется в съемочном павильоне. Он, совместно с оператором-постановщиком, занимается расстановкой камер на площадке.

В последние годы при организации конкурса используется 15-18 камер. Каждый раз расстановка разная, за исключением шести. О них в большинстве и пойдет речь.

1. Два стедикама на сцене

Евровидение за кадром: как организован процесс телетрансляции 14
The Roop, Lithuania, Second Rehearsal, Rotterdam Ahoy, 12 May 2021 — (с) EBU / THOMAS HANSES

Исторически на сцене конкурса работают два оператора стедикама. Согласно условиям конкурса, на сцене во время выступления помимо исполнителей могут находится только они. Это одна из самых сложных позиций оператора. Во-первых, оборудование весит более 20 килограммов, во-вторых, оператору нужно уметь быстро и аккуратно бегать, так как время на выход из кадра очень ограничено.

2. Два крана

Для создания эффектных пролетов над сценой и небольшой части зрительского зала используются операторские краны. Можно было бы сказать, что операторам работать на этой позиции проще. Но есть нюанс: так же как и камеры на сцене, краны часто перекрывают обзор другим камерам, поэтому не менее важно вовремя их опускать.

Евровидение за кадром: как организован процесс телетрансляции 15
Работа крана на площадке, © NPO / NOS / AVROTROS AND EBU 2021

3. Рельсы под сценой.

Одна из непыльных позиций — камера на рельсах под сценой. В целом, процесс работы камеры практически полностью автоматизирован и подчиняется командам программного обеспечения без прямого участия оператора. При этом нельзя сказать, что ее используют редко — в каждом выступлении есть кадры именно с ее ракурса.

Евровидение за кадром: как организован процесс телетрансляции 16
© EBU 2019

4. Спайдер-кам.

Ни одно серьезное телемероприятие не обходится без использования так называемых камер-пауков.

Что же представляют из себя эти устройства? Если быть кратким, то они состоят из четырёх основных частей: 

1. центрального процессора, с помощью которого ведется управление;

2. системы тросов, с помощью которых и происходит перемещение устройства;

3. барабанов;

4. гиростабилизированной головки и камеры, осуществляющей съемку.

Вся система управляется двумя людьми. Один управляет перемещением камеры, причем, для удобства оператора, можно заранее запрограммировать направления движения, а также зону, за которую система не будет выходить. Это удобно, если на пути есть какие-либо препятствия. Второй человек управляет непосредственно процессом съемки. Всё управление осуществляется с помощью джойстика. Стоимость таких устройств очень высока. Один монтаж обходится порядка 15 тысяч евро за рабочую смену. А полная стоимость работ (за 8 рабочих смен) может обойтись в миллион евро.

Евровидение за кадром: как организован процесс телетрансляции 17
Евровидение за кадром: как организован процесс телетрансляции 18
Spidercam (слева), Manizha, Russia, First Rehearsal, Rotterdam Ahoy, 8 May 2021 — EBU / ANDRES PUTTING

Как уследить за таким количеством камер? Как организовать слаженную работу операторов, осветителей, звукорежиссеров?

Режиссер конкурса перед каждым выступлением создает инструкции по работе каждой из служб. В этом ему помогает программное обеспечение Cue Pilot. Это специализированный софт для организации телетрансляций.

Евровидение за кадром: как организован процесс телетрансляции 19
Интерфейс Cue Pilot

Как и любой профессиональный инструмент, Cue Pilot стоит дорого. Но действительно облегчает работу режиссера. Ведь у каждого оператора на смартфоне установлено специальное приложение, в котором посекундно расписаны время и ракурсы съемки.

Евровидение за кадром: как организован процесс телетрансляции 20
Работа оператора с Cue Pilot

В сегодняшнем разборе мы затронули лишь малую часть работы над конкурсом «Евровидение». Результатом слаженной работы сотен человек является качественная трансляция конкурса практически во всех уголках планеты (включая интернет-трансляцию). С каждым годом организаторы конкурса пытаются по-новому удивить зрителя. В 2021 году — порадовали переходом в 4К-вещание. А что будет дальше — скоро увидим.

Добавить комментарий