Елена Алексане: «Хотелось, чтобы каждый, посмотревший фильм, хотя бы на мгновение задумался»
Сегодня завершился Фестиваль ONE SHORT FILM FEST. Первый приз получила Елена Алексане за фильм «В траве сидел кузнечик». Победительница рассказала нам о своих первых шагах в кинематографе.
-Расскажите про идею вашего фильма?
-В фильме показан один день обычного человека, такого как вы или я. Он живет среди нас, и, как и каждый индивидуум, в своей повседневной жизни делает выбор, принимает определенные решения, некоторые из которых влияют на всю последующую жизнь.
Полностью раскрывать идею не хочется, лучше посмотреть фильм, работая над которым мне, в первую очередь, хотелось, чтобы каждый, посмотревший его, хотя бы на мгновение задумался.
— Что послужило толчком к созданию такого сюжета?
— Сложно сказать. Наверное, юридическое образование, умноженное на книги, фильмы, опыт жизни и окружающий меня мир. Когда-то я написала небольшой рассказ, который впоследствии и лег в основу сценария.
-Откуда такое название: «В траве сидел кузнечик»?
-Название формировалось в процессе работы над литературным сценарием. Одной из первых идей названия фильма, предложенное моим мастером Эллой Миловой, было «Цикады». Я трепетно отношусь к выбору названия вообще, стараюсь подобрать «идеальное» с моей точки зрения. И вот спустя какое-то время в процессе работы родилось название, полностью меня устраивающее.
-Это ваш первый короткометражный фильм?
-Да.
— Может, при создании своего фильма вы отталкивались от определенных эталонов, например, от работ других режиссеров?
— Скорее, я вдохновлялась ими. На момент создания фильма я занималась в Минской школе кино. Практически каждый день у нас были различные мастер-классы, где мы смотрели и обсуждали фильмы, работали над сценариями, выслушивали замечания и предложения педагогов. С мастер-классами к нам приезжали Сокуров и Финн, Ждановский и Аслюк и многие
другие. Домашние встречи с мастером Эллой Миловой, царившая там
творческая атмосфера, по которой сейчас скучаю, не давала возможности стоять на месте, а наоборот вдохновляла и направляла вперед.
— Как проходил съемочный процесс?
— Места для съемок я искала сама. Здесь нужно сказать спасибо многим людям, друзьям, организаторам киношколы, работникам различных организаций, дававших возможность снимать картину на их территории.
— Как вы подбирали актеров?
— Вначале изучала информацию о них и фото на сайтах их театров, смотрела, кто больше подходит по типажу. Потом отправилась в Русский театр (Национальный академический драматического театр им. М.Горького) узнавать их контакты. Детей отбирала, кинув клич по знакомым и в социальных сетях. Проводила детский кастинг, привлекая в помощь кого можно и нельзя.
— Кто исполнил главную роль?
— Сергей Прокопич, актер Национального академического драматического театра им. М.Горького, профессионал, открытый и общительный человек, с которым было приятно как работать, так и общаться в целом.
-Какие-нибудь интересные моменты были во время съемки?
— Множество. К примеру, была у меня идея снять кружение ребенка с субъективного видения главного героя, который кружит дочку. Очень долго готовились к съемкам, подбирали возможные варианты. В итоге у меня сохранился дубль, где во время кружения Аси вокруг героев бежит звукорежиссер с аппаратурой, я с раскадровкой, мама девочки. Мы бежали, пригнув
головы и думая, что таким образом не попадаем в кадр. Когда
просматривали этот дубль, долго смеялись все вместе.
— А трудности во время съемок были?
— Да на каждом этапе! Но на то они и трудности, чтобы их преодолевать, идя к цели.
— Кто помогал вам во время съемки?
— В первую очередь, это режиссер-консультант Максим Михальцов, который очень помог, особенно вначале: в решении технических вопросов, в заказе оборудования для съемок, в помощи на съемочной площадке. Без него было бы сложно справиться.
-Как вы думаете, что тяжелее снимать: короткометражный фильм или же полнометражную картину?
-Предположу, что снимать полнометражный фильм гораздо сложнее, учитывая гораздо большее количество актеров, членов съемочной группы, мест съемок, которые нужно найти, выбрать. Нужно всех организовать, согласовать действия… Только тогда можно начать съемки. А с другой стороны, при наличии людей, каждый из которых отвечает за определенный этап организации съемок,возможно работа идет быстрее и более отлажено. Ведь мне доводилось практически всё делать самой… Но так как опыта съемок полнометражного фильма у меня нет, наверняка сказать не могу.
-Вы стали победителем на таком фестивале. Что вы чувствуете?
— Подарки получать всегда приятно! Я рада! Я рада!!! Я не знаю, каким словами это выразить… Это здорово!
Ну, из того конкурсного кошмара, что там был, «В траве сидел кузнечик», если из всех зол выбирать наименьшее, был действительно лучшим 🙂