Эксперимент студенческого театра
«Ну, говори со мной, словно дождь, и не мешай слушать,
давай я вот здесь прилягу и буду слушать…
Ты должна, это необходимо! Я должен знать, и поэтому –
говори со мной, как дождь, а я буду лежать и слушать…»
Мужчина
«Театральная неделя» в БГУ открылась сразу двумя спектаклями. Один из них – «Говори со мной словно дождь…» — поставил Народный студенческий драматический театр «На балконе».
За основу постановки взяли пьесу Теннесси Уильямса «Говори со мной словно дождь и не мешай слушать» (это и было указано в афише). Однако ее интерпретация началась только со второй половины действия. Первая же часть – это инсценировка отрывков из пьесы Александра Игнашова «Дожди по субботам». Интересный режиссерский эксперимент: соединить в одном спектакле два сюжета. Справился ли с ним театр?
Режиссер Александра Некрыш смогла найти яркую точку, вокруг которой и объединила две пьесы. Это дождь. Такой запоминающийся, удивительно красивый, нежный образ. Образ надежды и … любви! Наконец-то мы увидели спектакль, полностью посвященный отношениям между женщиной и мужчиной (режиссеры в последнее время особо не балуют любовной темой). Выходит первая пара влюбленных(Вероника Рамонюк и Влад Наймарк)… Страдания, счастье, метания, борьба. И любовь. Вторая влюбленная пара (Наталья Александрович и Егор Наймарк)… Все как бы повторяется. Те же страдания, та же борьба. И спасительный дождь, который дает слушать. Ведь мы все, если подумать, глухи до безумия, слушаем только себя, от чего, возможно, и любовь превращается в страдание. Очень высокая идея заложена в постановку.
На нее работают декорации. Баночки с водой (!) вокруг сцены. Этой водой актеры обливают себя, зрителей. В конце вообще устраивают самый настоящий дождь! Белые полосы ткани в руках Вероники и Влада – нити, связующие их. Символика белого прослеживается и во второй части спектакля. Там – белые бумажки и мечты героини о белой одежде. Декорации подобраны тонко, выверено.
Чтобы показать страдания любви еще более ярко, актеры хорошо используют движения. Отмечу, что спектакль очень пластичный. Актеры то носятся кругами по сцене, как безумные, то стоят, как вкопанные, на месте, повернувшись спиной к зрителям. И руки, руки! Все внимание приковано к ним. Наверное, потому что именно ими мы чувствуем другого человека.
Но есть в спектакле и шероховатости. Музыка не всегда дополняет действие, иногда она от него отвлекает. В первой части постановки не раз звучит песня Ночных Снайперов «Страха нет». Сама по себе песня замечательная и хорошо подходит к идее спектакля. Но ее отрывки, которые слышат зрители, не раскрывают всю идею. Надо прослушать песню полностью, чтобы все понять. Отвлекают от действия и резкие переходы музыки (возможно, они связаны с техническими проблемами).
К сожалению, не преодолен полностью контраст между двумя частями спектакля. Да, для их объединения используются символы (тот же дождь, к примеру). Но одних символов не достаточно. Проблема в том, что из пьесы Игнашова взяты лишь отрывки, в то время как Уильямса поставили полностью. Получается такое неравенство. Вторая часть целостная. Первая – не совсем. В первой не все понятно. Возможно, спектакль произвел бы больший эффект, если бы состоял лишь из одной пьесы. Тогда отношения между мужчиной и женщиной были бы показаны более глубоко. А так удалось достичь иного эффекта (впрочем, довольно интересного): отношения были показаны широко. Спектакль выявил, что любовные страдания у разных пар часто проявляются одинаково. И причины, и последствия этих страданий схожи. Получилось такое обобщение, продемонстрировавшее типичные проблемы отношений: неумение слушать другого человека.
Получился театральный эксперимент, за который не стыдно. Да, в нем есть недостатки. Но есть и движение вперед, отход от кринолинов. Значит, у студенческого театра есть и будущее.