Достать чернил и плакать…
[aside]«За весь период личного творчества ни разу не возникало желания прославиться на весь мир со своими стишочками…»[/aside]
Что такое искусство? Великие мира сего считают его отображением души человека, скрытых желаний и переживаний, но ближе всех к этому вопросу подошел немецкий композитор Эдвард Григ, который еще в XIX веке назвал искусство загадкой. Только вот ведь и загадки бывают разными. Головоломку ощущений, которую предлагают современные творцы, по-моему, решить просто невозможно.
Попробуйте, скажем, сложить кубик Рубика, в котором все квадратики разных цветов. Можно, конечно, быть целеустремленным и непреклонным, крутить несчастную игрушку в руках до посинения, но, к сожалению, в этом случае есть риск сойти с ума. Так же дело обстоит и с искусством. Разгадывая скрытый смысл «Черного квадрата» Малевича или «Парадоксов» Пикассо, можно действительно лишиться рассудка.
Впрочем, разговор сегодня пойдет не только о художниках. Есть ведь и другие – переживающие и чувствующие – среди интеллектуальной элиты. Поэты, например. Я сама пишу стихи и поэтому, как мне кажется, имею право судить современных рифмоплетов, потому что знаю процесс создания «шедевра» изнутри.
За весь период личного творчества ни разу не возникало желания прославиться на весь мир со своими стишочками, взойти на пьедестал почета. Кто-то обвинит в неуверенности, кто-то в несостоятельности, но я предпочитаю смотреть на вещи реально. Допустим, в свет всё-таки выйдет книга стихов Шершнёвой Алеси, молодого, подающего надежды автора (как говорят некоторые). Я подарю экземпляр маме, пару штук раздам друзьям и один обязательно вышлю любимой школьной учительнице. Похвастаться, так сказать. А что делать с остальными? Кто будет читать их? Кому интересен пусть даже и перспективный автор, который пишет о любви и природе? Никому.
Можно, конечно, сказать, что стихи мои плохи и неинтересны. На вкус и цвет, как говорится. Тогда расскажите-ка мне что-нибудь о современных белорусских поэтах, а лучше спросите о них прохожих на улице. Кто ответит? Студенты филологических вузов и сами авторы. А ведь и среди них, очень много по-настоящему талантливых людей. Как же тогда объяснить непопулярность поэзии XXI века? Возможно, ключевым здесь является именно век. Привычными стали обвинения в необразованности в адрес нашего интернет-поколения. Но мы ведь до сих пор восхищаемся Ахматовой и Пушкиным, Маяковским и Есениным. Значит, дело не в поколении и не во времени.
Просто в поэтическом искусстве очень сложно придумать что-то новое, что бы заинтересовало искушенного читателя. Вот творцы и изощряются над поэтической формой, кто как может. Пишут стихи в форме бабочек и солнышек. Наверное, поэтому сейчас так ценится простота, возвращение к классике, которая тоже была простой. Может, современный автор немного запутался в собственном желании быть индивидуальным и обычные люди перестали его понимать. Хотя считать простоту универсальным критерием оценки искусства тоже нельзя. В этом случае поэт просто перестанет фантазировать в надежде на то, что пару срифмованных строк подойдут под шаблон. Стихи станут писать все кому ни лень.
Всякий раз, когда разговор заходит об искусстве, я вспоминаю героя моего любимого фильма «О чем говорят мужчины», который сказал просто гениальную вещь: «В искусстве нет объективных критериев. Вот в спорте, например, все объективно. Пробежал ты 100 метров за 9 секунд? Молодец! Не важно, как ты это сделал. Да хоть задом наперед! Все равно ты – чемпион! И никто не будет думать о том, что же ты хотел сказать этими девятью секундами…» В этом-то и есть главная проблема. Миллиардная планета Земля предполагает существование такого же количества мнений. Только сегодня получается, для того чтобы твои стихи понравились людям и принесли известность автору, нужно просто угадать вкусы большинства. Но это, по-моему, уже не поэзия, а всего лишь грамотный пиар-ход. В таком случае, поэтам здесь делать больше нечего.