Андрей Тарковский – человек советской психоделики в кино 11

Андрей Тарковский – человек советской психоделики в кино

Тарковский — величайший мастер кино, создатель нового органичного киноязыка, в котором жизнь предстаёт как зеркало, как сон.

Ингмар Бергман

29 декабря стало 35 лет со смерти великого советского, итальянского и французского режиссера Андрея Арсеньевича Тарковского. Работы Тарковского были революционными как для отечественного, так и для мирового кинематографа. Собственный язык режиссера включал в себя конечность и пессимистическую концептуальность бытия человеческой сущности. По словам самого Тарковского, для становления собственного стиля его как творца большое влияние оказывали работы таких режиссеров как Фредерико Феллини, Луис Бунюэль, Ингмар Бергман и Акира Куросава

Начало жизни

Андрей Тарковский родился в селе Завражье Костромской области 4 апреля 1932 года в интеллигентной семье. Отец, Арсений Александрович Тарковский, был поэтом и переводчиком-востоковедом, уроженцем из Кропивницкого. Мать, Мария Ивановна Вишнякова, была из известного дворянского русского рода Дубасовых. В сентябре 1934 года Тарковский с матерью и сестрой в Москву, где жили на 1-м Щипковском переулке, после ухода из семьи отца. С началом Отечественной войны отец ушел добровольцем на фронт, а мать устроилась работать в типографию в Москве, отослав детей к родственникам в Юрьевец Ивановской области. Хотя большую часть своего детства он провел в Москве, на Тарковского больше повлиял период пребывания в Юрьевце, где сейчас существует музей в честь него. В 1943 году, по возвращении в Москву, он продолжил обучение в старшей школе. После выпуска он поступил на арабское отделение Московского института востоковедения, но из-за увечий, полученных во время занятий физкультуры, он покинул заведение. В 1953 году отправился в экспедицию в Туруханский район Красноярского края от научно-исследовательского горно-разведочного института золота, где пробыл год, изучая природу тайги, проработав на реке Курейке.

Начало пути кинематографиста

После возвращения в 1954 году, Тарковский подал документы во ВГИК и был определен в мастерскую Михаила Ромма. После смерти И.В.Сталина началось более усиленное финансирование искусства, и в частности кинематографа. ХХ съезд КПСС и начало хрущевской политики десталинизации послужили началом проникновению западного искусства. Огромное влияние на молодежь того времени оказали итальянский неореализм и французская «новая волна». Для первой курсовой работы Тарковский, в сорежиссерстве с Александром Гордоном и Марикой Бейку, снял короткометражный фильм «Убийцы» по роману Эрнеста Хемингуэя. После на третьем курсе была снята работа «Сегодня увольнения не будет…». Его дипломная работа «Каток и скрипка», созданная в соавторстве с Вадимом Юсовым, была продана «Мосфильму». В 1961 году лента получила первый приз на фестивале студенческих фильмов в Нью-Йорке. В 1960 году Тарковский окончил ВГИК.

Работа в СССР

После выпуска Тарковский снял на Мосфильме такие работы как «Андрей Рублев», «Зеркало», «Солярис», «Конец Атамана», «Терпкий виноград», «Лютый», «Иваново детство». За эти работы он был удостоен золотыми пальмовыми ветвями Каннского кинофестиваля и золотым львом Венецианского кинофестиваля. В 1980 году Тарковский был удостоен звания народного артиста РСФСР.

Эмиграция

В 1980 году Тарковский отправился в Италию для написания сценария для фильма «Ностальгия» совместно с итальянцами. После окончания командировки в 1983 году, Тарковский с женой Ларисой оставался в Риме и в письме, отправленном в Госкино Тарковским из Италии, просил продлить срок пребывания семьи Тарковского в Италии на три года, после чего обещал вернуться на родину в СССР. Но его просьба не была выполнена руководством Госкино и позже он был из него же уволен. ЦК КПСС и Политбюро достаточно мягко отнеслись к решению режиссера, не лишив его гражданства или сделав предателем, что практиковалось ранее. К Тарковскому было нейтральное отношение, из-за чего он мог вернуться в СССР, не опасаясь за свою репутацию и положение в обществе. В ноябре 1983 году на сцене Королевского театра Ковент-Гарден в Лондоне была премьера оперы «Борис Годунов» в постановке Тарковского. В июле 1984 года Тарковский созвал пресс-конференцию в Милане и объявил о невозвращении в СССР. Так на родине он стал персоной нон грата. Против него также ввели санкции: запрет на показ его фильмов и упоминания в СМИ. Но гражданство СССР все же оставалось при нем. Его последним фильмом стала картина «Жертвоприношение». В 1985 году врачи выявили у режиссера рак легких. После осведомления советского министерства культуры о болезни Тарковского, сыну Андрею был разрешен выезд к отцу за границу, а с его фильмов была снята цензура на их показ. 29 декабря 1986 года Андрей Арсеньевич Тарковский умер в Париже на 55-ом году жизни. После смерти режиссера советское правительство сняло общую цензура Тарковского. 31 декабря радиостанция «Маяк» опубликовала некролог, а 1 января 1987 года в газете «Советская культура» было напечатано извещение от Союза кинематографистов СССР и Госкино СССР:

Последние годы — трудное, кризисное для него время — А. Тарковский жил и работал за пределами Родины, о чём приходилось думать с горечью и сожалением. С этим невозможно было ни согласиться, ни примириться.

А.И.Камшалов и Э.Г.Климов

5 Января 1987 года состоялось отпевание в Соборе Александра Невского в Париже и гражданская панихида на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа. В 1990 году посмертно был удостоен Ленинской премии.

«Андрей Рублев». 1966 г.

Андрей Тарковский – человек советской психоделики в кино 12

Историческая драма «Андрей Рублев», снятая в 1966 году на киностудии «Мосфильм», первоначально называлась «Страсти по Андрею». В прокат вышел конечный кинофильм на 186 минут, сократившийся на 19 минут от первого варианта картины. Премьера фильма состоялась на Каннском кинофестивале в 1969 году полулегально, а в СССР только в 1971 году. Фильм стал одним из самых лучших фильмов в общемировом кинематографе. Он получил положительные рецензии от западных критиков и зрителей, но в СССР фильм отрицательно охарактеризовали, назвав мрачным, жестоким, излишне натуралистическим, антиисторическим и антипатриотическим. Фильм повествует о тягостных думах иконописца Андрея Рублева, скитающегося по разоренной, убогой Руси. Мысль понимания человеческого бытия загоняет сергиево-посадского монаха в глубокий экзистенциальный кризис

«Солярис». 1972 г.

Андрей Тарковский – человек советской психоделики в кино 13

Экранизация одноименного научно-фантастического романа Станислава Лема была снята в 1972 году на одной из киностудий «Мосфильма». Картина была удостоена гран-при жюри и приза международной ассоциации кинокритиков Каннского кинофестиваля. Участие в создании сценария также принял автор романа.

«Солярис» — это книга, из-за которой мы здорово поругались с Тарковским. Я просидел шесть недель в Москве, пока мы спорили о том, как делать фильм, потом обозвал его дураком и уехал домой… Тарковский в фильме хотел показать, что космос очень противен и неприятен, а вот на Земле — прекрасно. Я-то писал и думал совсем наоборот. Тарковский снял совсем не «Солярис», а «Преступление и наказание».

С.Лем

Тарковский обратил сюжетную линию сценария вспять, сделав упор на личные отношения героев, их переживания и скитания, исключая планету как героя. В то время как автор ставил ставку на планету и её влияние на героев, изучавших космический объект.

Андрей Тарковский – человек советской психоделики в кино 14

Символизм является одной из характерных черт для Тарковского. Герои «Соляриса» в своих трансцендентных размышлениях обращались к изречениям великих людей и их трудам. Отсылки к Ницше, Достоевскому, Гетте, Толстому, Мартину Лютеру и к греческой мифологии дают более четкие образы чувств. Созерцание момента эмоции, выраженное подражанием известным объектам искусства, заставляет глубже задуматься о течении ситуации. В конце фильма была поставлена сцена возвращения Криса, главного героя, в отцовский дом. Сцена отсылала нас к известному полотнищу Рембрандта «Возвращение блудного сына».

«Зеркало». 1974 г.

Андрей Тарковский – человек советской психоделики в кино 15

«Зеркало» было снято в 1974 году на киностудии «Мосфильма». Первоначальное название киноленты было «Белый, белый день». Фильм стал автобиографией режиссера, сопровождающейся чтением стихов своего отца, Арсения Тарковского. Фильм повествует о разных этапах жизни: детстве и разводу матери, юношестве и проблемах с учебой, отцовстве и плохих отношениях с семьёй. Каждая фаза жизни сопровождалась разными хрониками исторических событий того времени: гражданская война в Испании, испытание достижений советской инженерии, Великая Отечественная война, пограничный конфликт на острове Даманском.

Андрей Тарковский – человек советской психоделики в кино 16

Для изображения Натальи, матери главного героя, были взяты прообразы женской натуры из картин времен ренессанса, таких как «Девушка с жемчужной сережкой» Яна Вермеера и «Портрет Джиневры де Бенчи» Леонардо да Винчи. Прерафаэлитовый образ отсылает к совершенству женщины в представлении режиссера. Некоторые сцены из детского периода были также интерпретированы из других полотен эпохи ренессанса. Изображение прибрежного холмистого зимнего пейзажа было взято из известной картины Питера Брейгеля Старшего «Охотники в снегу».

«Сталкер». 1979 г.

Андрей Тарковский – человек советской психоделики в кино 18

«Сталкер» стал футуристической экранизацией романа братьев Стругацких «Пикник на обочине», снятой в 1979 года на студии «Мосфильма». Первоначальное название картины было «Машина желаний». Кинолента стала одной из самых непростых в фильмографии режиссера. Достаточно долгое время Госкино СССР не давало разрешение на съемку этого фильма, но позже в 1976 году Тарковский получил одобрение на съемку от председателя Ф.Ермаша. Для получения одобрения он написал объемное письмо на XXV съезд КПСС. Сценарий создавался Аркадием и Борисом Стругацкими вместе с Андреем Тарковским, что также приносило не мало забот при создании кинопродукта. Неопределенность локации съемки затрудняла сохранение целостности задумки Тарковского. Первоначальной локацией был выбран город Исфар в Таджикистане, но в результате землетрясения город был разрушен. Для съемки фильма он все же отлично подходил и после землетрясения, но была проблема в расселении съемочной группы. После местом для съемки стали окрестности Таллина в Эстонии. Фильм переснимался трижды, с тремя разными операторами и художниками-постановщиками. Сценарий дописывался и изменялся по ходу съемок. Из-за этого бюджет превысил планку, благодаря частым правкам. Во время отбраковки второго отснятого варианта фильма Андрей перенес инфаркт миокарда, после продолжив снимать фильм с новой группой. Придирчивость режиссера утомляла команду. «Сталкер» стал последней работой Тарковского, снятой в СССР.

Андрей Тарковский – человек советской психоделики в кино 19

Картина была удостоена приза экуменического жюри Каннского кинофестиваля. Фильм повествует о странствии мечтателей к необыкновенной комнате, находящейся в далеке законсервированной Зоны. Писатель и Профессор, под предводительством сопровождающего их гида отправляются к заветному святому граалю. Сам гид не хочет использовать эту комнату. Многие считают его юродивым, а некоторые апостолом агностического христианства. В киноленте присутствует большое количество религиозных и эзотерических символов. В одной из сцен в баре около начала Зоны, вояжеры стоят за стойкой, олицетворяя одну из известнейших икон не только православия, но и всего христианства, «Троицу» Андрея Рублева. Главные герои изрекают цитаты Бунина, Гессе, Тютчева и Рюноскэ Акутагавы, а также из религиозных писаний: Откровения Иоанна Богослова, Евангелие от Луки и Дао дэ цзин.

«Ностальгия». 1983 г.

Андрей Тарковский – человек советской психоделики в кино 20

Советско-итальянская психоделическая артхаусная драма, снятая в Италии, стала первой художественной картиной Тарковского в эмиграции. Фильм был снят в 1983 году и стал предпоследней работой режиссера. В киноленте повествуется о путешествии русского писателя в Италию. Его основной целью было увидеть средневековую фреску Пьеро делла Франческо «Мадонна дель Парто» в Тоскане, но, приехав к монастырю, где находилась фреска, он отказался туда заходить, ссылаясь на приступ ностальгии. Сам писатель не может вернуться на родину в Россию. После он обзаводится весьма странными знакомствами с местными: сумасшедшим Доменико и совратительница Евгения. Их странствия заканчиваются смертью. Доменико покончил жизнь самоубийством, совершив самосожжение под «Симфонию №9» Людвига ван Бетховена. Писатель приходит в высохший бассейн и пытается пройти по нему с зажженной свечой. После того как ему это удается, он умирает от сердечного приступа. Завершением фильма послужила сцена, где Андрей сидит с собакой на фоне деревянного дома и развалин средневекового итальянского монастыря.

Андрей Тарковский – человек советской психоделики в кино 21

Первоначальным актером первого плана планировался близкий друг Тарковского Анатолий Солоницын, но из-за прогрессии рака у актера на главную роль был взят Олег Янковский. В сценарий Тарковский вложил свои переживания о невозможности возвращения на родину, так как уже при создании картины понимал, что отъезд в СССР для него невозможен. Фильм стал неким завершением цикла. В его фильмах описывалось скитание героев в путешествиях и их умоизречения о них: «Солярис» и путешествие Кельвина на Солярис, «Сталкер» и путешествие Сталкера в Зону, «Ностальгия» и путешествие Андрея Горчакова по Италии. Это стало неким отличительным режиссерским знаком Тарковского. Режиссер рассматривает не только двуполярную трактовку понятия «Ностальгия», в котором есть или тоска по родине, или хорошие воспоминания, а ностальгию как кризис современного человека. Фильм также стал оплотом символистической натуры автора. Полубезумный Доменико и писатель встретились в бассейне Святой Екатерины Сиенской. Екатерина Сиенская была сторонницей воссоединения единой христианской церкви, что олицетворяет фразу Тарковского о необходимости разрушения государственных границ. Екатерина также стала прообразом для Доменико. К концу жизни оба сходили с ума. Екатерина отказывалась принимать воду и пищу, а Доменико начал калечить себя. Они это совершали, искупая свои грехи. Думая о прощении своем перед Богом, они довели себя до самоубийства. В фильме была использована музыка Джузеппе Верди, «Реквием ми Минор», и Людвига ван Бетховена, «Симфония №9», которая предавала большую эпичность сцене. Образ Евгении, исполненный итальянской актрисой Домицианой Джордано, был вдохновлен также как и в «Зеркале» прерафаэлитовыми образами в живописи. Больше всех повлияли картины Данте Габриела Россетти «Леди Лилит»и Джона Эверетт Милле «Смерть Офелии. Для Евгении характерна античная внешность: белизна кожи, золотые кудрявые волосы, идеальная пропорциональность тела. Как и в остальных фильмах Тарковского, в «Ностальгии» появляется образ отчего дома, который главный герой вспоминает или видит в своих снах. За этот кинофильм Тарковский получил приз Международной ассоциации кинокритиков, приз экуменического жюри и пальмовую ветвь как лучший режиссер на Каннском кинофестивале.

Я завидую всем, кто способен заниматься своей работой независимо от государства… Какая хамская власть! Разве нужна ей литература, поэзия, музыка, живопись, кино? Нет, наоборот. Я хочу работы, больше ничего. Работы! Разве не дико, не преступление, что режиссёр, которого в прессе в Италии назвали гениальным, сидит без работы? А мне, честно говоря, кажется, что это просто месть посредственности, которая пробилась к руководству. Ведь посредственность ненавидит художников, а наша власть сплошь состоит из посредственностей

А.А.Тарковский

Тарковский частично разделил судьбу Горчакова. Уехав на работу в Италию, вернуться он уже не смог. Через год после награждения на Каннском кинофестивале за фильм «Ностальгия», режиссер объявил о своем решении не возвращаться в Советский Союз.

Добавить комментарий