Альбом уездной барышни 13

Альбом уездной барышни

Альбом уездной барышни

П. А. Вяземский

Альбом как жизнь, противоречий смесь,
Смесь доброго, худого пустословья:
Здесь дружбы дань, тут светского условья,
Тут жар любви, там умничанья спесь.
Изящное в нем наряду с ничтожным,
Ум с глупостью, иль истинное с ложным
Идей и чувств пестреет маскарад…

Летом всей семьей посетили Москву. Много впечатлений и интересных встреч. Но сегодня я хотел бы рассказать о необычной покупке, сделанной в маленьком букинистическом магазинчике на Новом Арбате. Невзрачная, на первый взгляд небольшая книжечка вопреки всему сразу привлекла мое внимание. Открыв и пролистав, увидел, что это альбом, заполненный стихами и посвящениями, написанными красивым почерком и явно пером. На мой молчаливый вопрос продавец ответил коротко – «Девичий альбом.» и развел руками. Вот тут историк во мне встрепенулся, и захотелось узнать об этом альбоме больше.

Увы, за важными делами и повседневными заботами идея провести расследование и разузнать, кто же хозяйка маленького альбома, отодвинулась почти на полгода.

Альбом уездной барышни 14

Традиция рукописных альбомов пришла к нам в середине XVIII века из Западной Европы, в основном из Германии и Франции. В Европе альбомы в XVI — XVII веках были популярны среди странствующих путешественников. Позднее студенты, разъезжаясь на каникулы, писали друг другу добрые пожелания на память. Художники-живописцы. отправляясь в творческую или иную поездку, всегда брали с собой альбом для зарисовок своих впечатлений: пейзажей, жанровых сцен, портретов. Альбомы молодых военных содержат в основном рисунки казаков, гусар, разбойников. Можно встретить военные зарисовки с офицерами и лошадьми, карикатуры, стихи Пушкина.

Альбом уездной барышни 15

Однако склонность к составлению альбомов очень скоро стала чисто женской, а потом и вовсе девичьей. Слово “альбом” (восходит к латин. album – белая записная дощечка → от albus – белый) заимствовано в начале XIX века в русский язык из французского, где оно означает «памятная книга». Девичий альбом нес очень важную функцию: сохранить память о близких и дорогих людях. Е.А. Баратынский в одном из своих шуточных стихотворений пишет о том, что альбом необходимо вести всем девушкам, чтобы не забыть имена всех своих поклонников. В другом стихотворении он называет альбом кладезем воспоминаний, так как в старости или на чужбине очень приятно полистать его страницы и вспомнить былые времена, друзей, возлюбленных.

Альбом уездной барышни 16

Зачастую в альбоме отражалась кокетливая беседа, запечатлевался разговор наедине – это не предназначено для всех, но это уже и не личный дневник, который никому не показывают. Это своеобразный флирт, допустимый в обществе. Так молодые люди приобщались к любовному тексту, любовному этикету.

Альбом уездной барышни 17

«Альбомы распространили у нас вкус к чтению – приохотили к литературе. И это ясно!.. Благодарение женщинам! Они ввели в употребление альбомы и доставили приятное и полезное занятие нашим молодым людям. Я даже уверен, что со времени появления альбомов у нас стали писать лучше, приятнее, выражаться свободнее, приличнее, ближе к общественному разговору». Это строки из статьи «Об альбомах», опубликованной в 1820 году в журнале «Благонамеренный».

Альбом уездной барышни 18

У Онегина тоже был альбом, и у Пушкина даже было в планах заполнить его (уцелели отдельные записи), но впоследствии поэт отказался от этой идеи. Так известно, что со временем поэт стал высказывать пренебрежение к альбомам, считая, что они взращивают глупое тщеславие и спесь.

Я не люблю альбомов модных:
Их ослепительная смесь
Аспазий наших благородных
Провозглашает только спесь…

Альбом уездной барышни 19

В XIX веке это были изящно украшенные альбомы с четкими правилами по заполнению. Первую страницу оставляли незаполненной, поскольку существовало суеверие, что написавшего на этой странице могло постигнуть несчастие, вплоть до смерти. Последующие несколько страниц заполнялись родителями и другими близкими взрослыми, далее писали подруги. Последний, самый тайный листок, предназначался для пылких признаний. Помимо стихов, эпиграмм и цитат в альбомах встречаются акварельные рисунки пейзажей, цветов, ангелочков. Хранились там и засушенные цветы, срезанные локоны, вклеенные автографы.

Альбом уездной барышни 20

В начале XIX века любая барышня обязана была иметь альбом. Тех, кто не имел такую книжечку, в свете осуждали и презрительно называли «безальбомными». Но уже к концу века мода на это увлечение стала угасать и альбомы остались в основном в женских гимназиях и пансионах.

Такой альбом и попал мне в руки. Целостные экземпляры редко встречаются. Гораздо чаще в музейных и рукописных собраниях можно увидеть отдельные, россыпные листы.
Увы, первые листы не сохранились и в нашем экземпляре, и точной информации о хозяйке раритета нет. Можно только предположить, что данный альбом был подарен девочке на день рождения или какой-либо семейный праздник. Как мне удалось выяснить по записям под посвящениями, он принадлежал Евгении Бакаевой.

Альбом уездной барышни 21

Детальное исследование самого альбома позволило сделать выводы о состоятельности семьи девочки. Исходя из оставшихся записей, этому альбому 115 лет минимум. Самые ранние из сохранившихся записей датированы весной 1905 года. Переплет и обложка сделаны из разных видов кожи. Она, конечно, местами потертая, но сохранность для такого возраста очень хорошая. На нижнем уголке тиснение (судя по остаткам краски – золотом) инициалов Е.В.Б.

Альбом уездной барышни 22

Бумага высокого качества: плотная, бледно кремового цвета, следов пожелтения почти нет. На каждом шестом листе клеймо фабрики «Способин и Ко».

Альбом уездной барышни 23

Эта бумага выпускалась на Писчебумажной фабрике Способина в Горбатке. Она пользовалась популярностью у высшего и среднего сословия.

Альбом уездной барышни 24

Чернила тоже очень хорошего качества, так как не выцвели даже там, где есть следы влаги , не расплылись. Такой альбом не все могли себе позволить, а значит, семья была состоятельная.

Записи, датированные 1905 года, в основном, написаны красивым, четким, но детским почерком. Посвящены они «Милой Женечке».И стихи лирические: о дружбе, о чувствах, о смерти.

Альбом уездной барышни 25

Весной 1906 года появляются стихи и пожелания, записанные более уверенными, иногда не очень разборчивыми почерками. Да и под текстом стоит роспись, а не фамилия. Тексты подобраны как наставления и пожелания перед разлукой. Вполне возможно, это писали преподаватели женского училища, где училась Евгения.

Альбом уездной барышни 26

Под одним из стихотворений обнаруживается подпись и указан класс – VI, дата – 15 мая 1906 года. Это выпускной класс. И в альбоме явно собраны записи на память одноклассниц и учителей о времени совместной учебы.

Альбом уездной барышни 27

В книжечку записаны стихи Александра Пушкина, Михаила Лермонтова, Николая Некрасова, Петра Вяземского, Николая Языкова. Есть несколько популярных городских романсов конца ХIХ в и духовных стихов.

Читая строки стихов из альбома, я для себя открыл несколько новых имен поэтов: Алексея Плещеева, Алексея Апухтина, Ивана Никитина, Иннокентия Федорова- Омулевского. Некоторые стихи оказались малоизвестными произведениями знаменитых поэтов. Мне понравились «Чаша жизни» и «Совет» Михаила Лермонтова.

Альбом уездной барышни 28

Открытием для меня стали стихи популярного в те годы поэта Семёна Надсона, а ныне несправедливо забытого. Красивые, сильные стихи. Думаю, они и сегодня были бы записаны современными молодыми людьми в альбомы друзьям.

Альбом уездной барышни 29

И самое интересное, как мне кажется, открытие. Романтические, красивые, пронизанные печалью и любовью стихи поэта, писавшего под псевдонимом К.Р. Знакомые филологи такого автора не знали, библиотекари тоже. Пришлось побродить по форумам литераторов, и нам сопутствовала удача! К.Р. – это псевдоним Великого князя Константина Константиновича Романова. Как оказалось ( судя по количеству), сокурсницы Женечки увлекались стихами князя больше, чем поэзией Пушкина и Лермонтова. Возможно, они оказались им более близки эмоционально, а может, это веянье моды.

Альбом уездной барышни 30

Итак, можно сделать вывод, что милая традиция вести девичьи альбомы пришла к нам в середине XVIII века и сохранялась очень долго. Даже сейчас некоторые современные девочки ведут свои песенники, анкеты, предвестником которых был тот самый альбом.

Добавить комментарий