Женские образы в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»
Большинство порядочных
женщин подобны скрытым
сокровищам, которые только
потому в безопасности, что их не ищут.
Ф. Ларошфуко
В своём романе «Война и мир» Л. Толстой отводит чуть ли не первое место женским образам. Из которых ярких не так много. Самые значимые — Наташа Ростова, Элен Курагина и Марья Болконская. Три женщины… А какие разные натуры скрываются за внешностью. Красавица Элен, к примеру. Прекрасна, изящна, похожа на Венеру. Но это снаружи. Внутри это то же, что ядовитая змея. Если в свете она доброжелательна и молчаливо-достойна, как кажется, то перед мужем Элен показала настоящую себя: полная ограниченность ума, вульгарность и наглость. История первой красавицы окончилась плачевно… Предав Россию и мужа, запутавшись между двумя любовниками, Элен умирает с позором.
Полная противоположность этой натуре — Наташа Ростова. Она любимая героиня Льва Николаевича. В Наташе воплощен идеал женщины-матери. Впервые в романе она появляется тринадцатилетней девочкой, «черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая». Сострадательная, веселая, смешная девчонка, не соблюдающая светских правил. Наташа — большая любительници народных песен, что можно сказать из её танца » Барыня». Сцена в Отрадном, слова Наташи, её искреннее восхищение ночным небом, показывают на ее близость к природе. «Ведь этакой прелестной ночи никогда не бывало,» — говорит она. Наташа живёт инстинктами и чувствами. Ею руководит любовь. Её встреча с князем Андреем Болконским, затем их долгая разлука… Отец Андрея был неумолим в своём решении перенести свадьбу на год. Наташа справилась. Почти. Прошёл год, но неожиданно появляется Анатоль Курагин, брат Элен. Красивый, подлый и самовлюбленный молодой человек. Ему нравилось производить впечатление и привлекать к себе внимание светских барышень. Этот самый Анатоль был женат на простой польской девушке, но скрыл это от общества. Его женитьбу устроил князь Андрей Болконский, дабы сохранить хорошие отношения с поляками. Анатоль знал о помолвке Андрея с Наташей и у него родилась идея, как отомстить князю. Его месть была самой, что ни на есть подлой из всех его когда-либо сделанных пакостей. Так вот, Анатоль письмами, просьбами и взглядами переманивает молодую Ростову к себе и собирается устроить побег. Но план проваливается, и Наташа остаётся дома. После этого происшествия молодая графиня переживает душевный кризис, но потихоньку успокаивается. Искания и метания Наташи в конечном итоге имеют целью создание семьи и появление на свет детей. Что и получила героиня через любовь к Пьеру безухову и замужество с ним.
Это было примерное описание двух женщин. Но, как я уже говорила, есть еще одна ,совершенно непохожая на остальных. Княжна Марья Болконская… Её внешность не была привлекательной, скорее наоборот :»…некрасивое, слабое тело и худое лицо. Глаза всегда грустные теперь особенно безнадёжно смотрели на себя в зеркало. Они большие, глубокие, лучистые, были так хороши, что очень часто несмотря на некрасивость всего лица глаза эти делались привлекательнее красоты… » Княжна Марья отличается от всех женщин, описанных в романе. Она росла в деревне, воспитывалась строгим отцом. Николай Болконский славился в свете своим сложным характером. Его строгий подход к воспитанию дочери пугал окружающих. Но все же под злой маской скрывался нежно любящий отец. Он учил дочь математике, заставлял упражняться в игре на клавикорде, ругал на чем свет стоит за малейшую провинность. Но богобоязненная княжна любила отца. Он желал своей дочери добра, а она со своей стороны, к счастью, понимала это. Марья Болконская была ангелом во плоти. Нежная, добрая, любящая, терпеливая, верная… Она достойна уважения. Но настал момент, когда и в ее жизни появился Анатоль Курагин. К слову, он как и его сестра гнался за состоянием. Княжна же Марья была богатой невестой, именно поэтому Анатоль явился к её отцу просить руки Болконской. Князь ответил что-то вроде :» Пусть сама решает» и дал княжне час на раздумья. На самом деле отец очень боялся положительного ответа дочери, так как желал ей счастья, а с Курагиным его бы не было. Итак, Марья к радости отца отказывает Анатолю. И непрошенных гостей выпроваживают из дому. Княжна своим решением положила путь к счастью в будущем. Так сложилась судьба, что уже после смерти отца Марья Болконская стала женой Николая Ростова. И была счастлива.
Итак, три женщины…
Лев Николаевич в своем романе как бы сравнивает Наташу Ростову с Элен Курагиной и отдельно показывает сущность Марьи Болконской. Автор сранивает не только характеры героинь, но и их внешний облик, манеру вести себя и говорить, чтобы максимально ярко отразить основную идею романв — противопоставление истинной и ложной жизни. Конечно, в романе есть ещё несколько женщин, о которых можно было упомянуть. Но на мой взгляд, именно указанные три полностью раскрывают женский образ.