"Возлюби ближнего своего": роман о проблеме двух веков 10

«Возлюби ближнего своего»: роман о проблеме двух веков

Современники называли Эриха Марию Ремарка представителем «последнего поколения». В своих произведениях он не только раскрывал тему любви, но еще выступал против войн. Автор сам когда-то был участником Первой Мировой войны, воевал на западном фронте. Эти события его жизни и повлияли на создание в 1929 году романа, который впоследствии принес Ремарку Нобелевскую премию и популярность. Однако совсем недавно я читала другую, также не безызвестную книгу писателя «Возлюби ближнего своего».

В основу сюжета этого произведения легла реальная история классика. Итак, роман «На западном фронте без перемен» выпускался массовыми тиражами, а также по нему сняли фильм в Голливуде. Тогда нацисты под руководством Геббельса, недовольные «очернением немецкой армии и ее солдат», помешали выпуску книг автора и показу фильма в Германии. С этого момента на Ремарка и его творческую деятельность посыпались негативные комментарии, и спустя один день после прихода коричневой чумы к власти вынужден был покинуть страну.

В «Возлюби ближнего своего» главный герой Людвиг Керн также эмигрировал из нацистской Германии, но по иной причине: он наполовину был евреем. В начале книги ему приходится нелегально ютиться в Австрии, где персонаж и познакомился с другим немецким эмигрантом — Йозефом Штайнером. Вскоре их арестовывает полиция и депортирует за границу. Теперь Людвиг Керн намерен отправиться на непостоянное проживание в Чехословакию. Так в произведении начинаются скитания главного героя по межвоенной Европе.

Особенно прекрасна любовная линия этой трагической истории, отображающей суровую реальность того времени. Приехав в Чехословакию, Людвиг заселяется в пражском отеле для беженцев «Бристоль» на десять суток. Однажды ночью, идя по темному коридору, герой перепутал номера, и, зайдя в соседний, он лег на чужую кровать и нечаянно коснулся женского тела. Утром Керн увидел незнакомку, выходящую из того самого номера и хотел последовать за ней, но упустил ее. Встретиться с девушкой эмигранту удалось только в парке. Та не обнаружила сигарет, и тогда Керн предложил свои. Так произошло знакомство с Рут Холланд.

Историю Рут Холланд Ремарк показывает через ее воспоминания во время сеанса в кинотеатре. Перед глазами девушки предстает апрельский денек в Нюрнберге, ее парень Герберт Биллинг со скомканной газетой в руках, момент расставания. Эти мелочи казались Холланд незначительными по сравнению с тем, что ей пришлось пережить дальше. Рут получила анонимное письмо с угрозой, что если она не уедет из страны через три дня, то «ей отстригут волосы и как осквернительницу арийской расы повезут на телеге через весь город с позорными надписями на спине и груди». Девушка, попрощавшись с могилами родителей, совершила поспешное бегство в Прагу.

После эмиграции Людвига Керна Штайнер на некоторое время продолжил нелегально жить в Австрии. Он купил поддельные документы, и теперь числился в стране как немецкий рабочий Иоганн Губер. На протяжении всего романа Йозеф Штайнер неоднократно вспоминал свою жену Марию, проживавшую в Германии, и волновался за нее. Эмигрант хотел отправить письмо любимой, но не решался, так как боялся, что ее схватит гестапо и отправит в концентрационный лагерь «на перевоспитание». Мария попала в больницу и сама пишет Штайнеру письмо, в котором указывает номер госпиталя и рассказывает, что ей осталось жить несколько дней. Вопреки грозящей опасности, Йозеф возвращается на Родину, чтобы впервые за такой длительный промежуток времени побыть с женой и вместе с ней провести ее последние минуты жизни. После одной из встреч с Марией эмигранта узнал надзиратель немецкой полиции и арестовал его. На допросе Штайнер попросил гестаповца, чтобы тот водил его в больницу к жене, пока она будет жива. Он согласился, и в последние минуты жизни Марии Йозеф Штайнер находился возле ее постели. Герой видел, как «ее лицо посерело, кости резко выпирали из-под кожи, а волосы за ночь утратили блеск и стали блеклыми, словно ослепли». В конце романа Йозеф толкнул надзирателя в распахнутое окно госпиталя и, прыгнув на него, вместе с ним «рухнул в пустоту».

Думаю, роман «Возлюби ближнего своего» Эриха Марии Ремарка будет актуален даже в двадцать первом веке, потому что проблема беженства существует и на сегодняшний день. Взять, например, военный конфликт на Украине, ведь на данный момент, как и в прошлом столетии в годы войн, оттуда бегут в европейские государства сотни тысяч эмигрантов подобно Людвигу Керну, Йозефу Штайнеру и Рут Холланд.

Добавить комментарий