«Война и мир»? Пффф... Убрать! 10

«Война и мир»? Пффф… Убрать!

Из года в год в школах страны дети сталкиваются с принуждением: когда и что читать за них решает школьная программа. Конечно, каждый должен познакомиться с произведениями «всех времён и народов», прочитать всем известную «Войну и мир», понять глубокую философию поступка Раскольникова в романе «Преступление и наказание», научиться любить на примере взаимной любви Мастера и Маргариты. Что поделать, против классики не пойдешь. Однако у школьников никто не спрашивает о том, что интересно им. Новое поколение, новые взгляды, на уроках литературы школьники хотят обсуждать другие проблемы.

Мною было опрошено 30 школьников и студентов. Возраст опрошенных 14-18 лет. Был задан один вопрос: «Какого писателя или произведение следует исключить из школьной программы?» Посмотрим на результаты.

11 голосов – Л.Н.Толстой «Война и мир».

— «Нужно убирать «Войну и мир». Произведение бессмысленное, его мало кто читает. Я даже краткое содержание не смогла прочитать, и уверена, что не одна такая. Мне рассказывали, как неинтересно там описывается война. Девчонки точно не будут читать».
— «Конечно, «Войну и мир». Я считаю, что в нашем возрасте не каждый может понять истинный смысл этого произведения».
— «Меня напрягает Толстой. Зачем было столько писать? Я прочел все 4 тома, но так и не понял задумку писателя. Да, мир. Да, война. Но не нужно было растягивать события. Было много ненужных фрагментов, которые показались скучными».
— «Исключить? «Войну и мир», ибо большая». «Ну вот такая я. Не люблю «Войну и мир». Это произведение добавляют в школьную программу только за счет известности. Ничему хорошему Толстой меня не научил. Пусть его читают люди, у которых уйма свободного времени и которым не нужно готовиться к ЦТ».
— «Для того, чтобы понять «В и М», нужно созреть. Глупо давать такое произведение 15-летним школьникам. Лучше выбрать какой-нибудь другой роман, который куда больше заинтересует современного подростка».
— «Я бы исключила «Войну и мир» и, возможно, выделила бы только некоторые главы. Нас сильно грузят войной. Словарный запас пополняется множеством историзмов и устаревших слов, но не будем же мы использовать их в нашем обыденном общении».
— «Не место этой книги в школьной программе. Она относится к тем ужасам, которые убивают в детях желание читать русскую классику. Да и вообще, почему она попала в русскую литературу? Не много ли там французского?»

7 голосов – Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание».
— «Если исключать, то Достоевского. Его вычурный слог, речевые обороты и старорусские словечки изрядно напрягают».
— «Не понравилось произведение «Преступление и наказание». Сюжет был скучным, предсказуемым. Такое чувство, что это учебник по психологии убийцы».
— «Мне Достоевский тяжело дался. Не то, чтобы неинтересно. Просто тяжело читать».

3 голоса – А.Н.Островский «Гроза».
— «Я бы с удовольствием исключила А. Н. Островского, т.к. мне абсолютно не близко его творчество, и я считаю, что оно слишком однообразно и поверхностно. Возможно, где-то и есть поучительный характер, интересная задумка и причудливый сюжет, однако в ходе событий автор убивает любую надежду на желаемый финал. Также хочу сказать, что его манера письма и подачи меня совсем не привлекают».
— «Стоит убрать из школьной программы Островского с его произведением «Гроза». Слишком специфичная пьеса в плане сюжета. Чему может научить писатель, который пишет о суициде?»

3 голоса – М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита».
— «Булгаков написал бесполезное произведение, не несущее никакой морали».
— «Никак не могла понять восторга одноклассников от «Мастера и Маргариты». Да, сюжет интересный. Но язык скучный и нудный. И никакие красивые цитаты не помогут, если осознаешь, что нет тут никакого смысла».
— «Может роман создан для элиты, и не каждый смертный способен понять его величие и гениальность. Тогда объясните пожалуйста, зачем его включать в школьную программу?»

2 голоса – «Слово о полку Игореве».
— «Исключить нужно «Слово о полку Игореве». Произведение очень старое, тяжелое для восприятия, да и неинтересное для того возраста, в котором его проходят дети».
— « Я считаю, что между мной и этим  произведением слишком большой временной разрыв. Хотя для человека, интересующегося историей, книга может быть очень ценной».

4 голоса – другие произведения.
— «Из школьной программы можно убрать большую часть белорусских произведений о войне. Можно сказать, что белорусские писатели пишут либо о любви, либо о войне. Убрал бы И. Шамякина, И. Мележа. Я считаю, что персонажи, изображенные ими в книгах, не актуальны сейчас и не являются примером для современных школьников».
— «Помню, в восьмом классе нам задали учить стихотворение Игоря Шкляревского. В нем были строки: «Тогда я молод, молод, молод, люблю охоту, бокс и холод…» Не думаю, что оно есть в школьной программе. Но зачем я его учил?»

Литература не вмещается ни в какие рамки, поэтому составлять школьную программу очень трудно. А школьники предстают в роли строгих судей. Что-то им нравится больше, что-то — меньше. Но меня не покидает уверенность, что любое произведение непременно найдет своего читателя. Важно лишь, чтобы чтение приносило удовольствие, а не казалось наказанием.

[box]Текст респондентов без исправлений — прим. редакции[/box]

Добавить комментарий