В ритме капоэйра 10

В ритме капоэйра

Однажды, гуляя по городу в прекрасный осенний день, моё внимание неожиданно привлекли необычные звуки: яркий женский голос и сопровождающие его ритмичные удары барабана. Подойдя поближе, я увидела группу людей, что стояли в кругу и хлопали в ладоши, подпевая солистке, что играла на нём. Однако больше всего вызывало любопытство то, что происходило в центре круга: двое людей необычайно грациозно двигались под звонкий ритм, можно сказать, танцевали, но их движения время от времени чередовались с совсем небезобидными выпадами. Я долго копалась в своей голове и пыталась найти название происходящему. После долгих попыток, вверху загорелась лампочка: капоэйра! На долгое время я забыла обо всём, кроме того, что происходило там, в центре. Став со всеми в круг, я не могла отвести глаз от происходящего. Бойцы то и дело менялись, и мне оставалось только молча восхищаться гибкостью и красотой движений каждого из них. Глубокий грудной голос женщины проникал в самое сердце, и, казалось, ты стал частью чего-то важного. Как я позже узнала, ритм ударов барабана и звуков голоса совпадает с ритмом сердца, что создаёт особое впечатление. Все эти незабываемые ощущения заставили меня лучше разобраться в восхитительном боевом искусстве, что носит название капоэйра.

Оказывается, история капоэйра восходит к тем временам, когда Европа начала активно исследовать мир, что привело к жестокой эксплуатации тех земель, что сильно уступали ей в развитии. Не стала исключением и Бразилия. Прибыв туда, португальцы стали использовать местное население в качестве рабов, однако, бедняги либо быстро умирали, либо убегали. Поэтому в Бразилию на бескрайние сахарные и табачные плантации стали вывозить чернокожих невольников прямо из Африки, которых просто хватали за руку и вывозили навсегда из дома. Несчастным людям приходилось как-то приспосабливаться, а главное — бороться со своевольством эксплуататоров, жестокость которых переходила все границы. Так и возникла капоэйра. Маскируя бой под танец, чернокожие рабы практиковали и совершенствовали своё искусство борьбы. Всё это сопровождалось под звуки беримбау (инструмента, напоминающего лук с резонатором). Кстати, одной из важных составных частей этого боевого искусства является музыка. Музыка задаёт тон игре, объединяет людей. Подстраиваясь под определённый ритм и темп музыки, капоэрист открывает в себе новые силы, спрятанную энергию («аше»). А мастер, в свою очередь, с помощью музыкальных инструментов воздействует на игроков и зрителей, стоящих в кругу («рода»), ведёт диалог с ними и рассказывает историю, погружая окружающих в удивительную атмосферу единства души и тела.

Конечно же, капоэйра была запрещена рабовладельцами, как один из признаков проявления африканской культуры, а так же как источник опытных и опасных бойцов. Однако после подписания  «Золотого закона» рабство в Бразилии было отменено. Это вызвало массу изменений, одним из которых стало то, что бывшие рабы не могли найти себе работу, а собственно, и средств к существованию, поэтому им ничего не оставалось, кроме как уйти в преступный мир. Развиваясь, как танцевально-боевая игра, капоэйра была  так же и верным оружием бандитов, терроризировавших местное население. Опытные капоэристы были уверены в себе, их уважали и боялись. Вряд ли у кого-то могло хватить фантазии представить в то время , что  в ходе военного переворота  в Бразилии в 1930 году, капоэйра станет официально разрешена да ещё вскоре после этого возвысится до народного искусства.

В ритме капоэйра 11

Со временем этот танец-бой завоевал признание во всём мире, и даже у нас есть свои школы капоэйры, такие как  FICAG Belarus, Grupo Axé Capoeira, Capoeira Angola.

А в 1972 году капоэйра официально стала национальным бразильским видом спорта.

Капоэйра – это чистая импровизация, ведь зная определенные движения, капоэйрист соединяет их в один непрерывный неповторимый поток красивой, хитрой, иногда опасной игры.

В Беларуси недавно появились те, для которых капоэйра стала неотъемлемой частью жизни. Интересно, что она ещё связывает судьбы: это друзья, семейные пары, просто хорошие знакомые. Человеком, который получил от капоэйра намного больше, чем ожидал, стала и Дарья Герасимович — член клуба Capoeira Angola. В этот вид спорта девушка пришла четыре года назад, а сейчас не может пропустить ни одной тренировки.

— Каждый, придя в капоэйра, находит что-то своё: кого-то привлекает акробатика, кого-то гибкость и изящество движений, других — музыка и духовность. Но сказать могу абсолютно точно: капоэйра — это не то, за чем ты пришёл, это гораздо больше. Для меня этот вид спорта стал «путём воина», вызовом, проверкой на прочность, так как я всегда была ленивой и бросала всё начатое. А капоэйра вот взяла и не бросила! — делится Дарья. — Я смогла доказать себе, что способна на многое, что могу освоить трудные, на первый взгляд, движения и связки. Не умея петь, а тем более не имея никакого музыкального образования, со временем я смогла осовить большинство традиционных инструментов, использующихся в этом боевом искусстве, а также исполнять национальные песни. Но я смогла убедиться и проверить на себе, что это подвластно каждому!

Даже если ты не собираешься себе ничего доказывать, то этот бой-танец будет полезен особенно в том случае, если ты жаждешь смены активности после напряжённого рабочего дня. Как замечает Дарья, после тренировки она чувствует себя иначе, «получив невероятный заряд энергии». Занятия помогли ей также стать увереннее и пластичнее, ведь наша героиня стремилась именно к этому. Для некоторых, возможно, станет приятным открытием тот факт, что в капоэйра совершенно неважно, кто победит, главное — сам процесс, маневрированная игра, где не последнее место занимает хитрость и продуманность движений. После пары-тройки трудных для начинающего занятий ты  перестанешь волноваться о том, что получается, а что — нет, и научишься просто получать колоссальное удовольствие от происходящего. Исходя из традиционной философии капоэйра соревнования и турниры в этом виде спорта не особо распространены, только если дружеские встречи («роды»).

— Капоэйра могут заниматься абсолютно все — главное желание, — акцентирует Дарья Герасеменко. — В октябре в нашем клубе проходили по понедельникам открытые занятия, и любой желающий мог бесплатно посетить их. Каждый человек любого возраста может прийти к нам на тренировку и посмотреть на то, как проходят наши занятия. Очень важно подобрать для себя направление, ведь перед моим окончательным осознанием того, что капоэйра — это навсегда, я посетила много школ, попробовала себя в разных стилях. Например,  FICAG Belarus, Grupo Axé Capoeira практикуют современные направления капоэйры (контемпоранеа ),что представляют собой европейскую адаптацию, а в нашем клубе занимаются любители традиционной, которая отличается медлительностью и особой сложностью, так как двигаться гибко и долго — задача не из лёгких.

Капоэйра, как и всякое стоящее дело, требует усердия и самосовершенствования. Конечно, посещая занятия, ты будешь постоянно развиваться и находить что-то новое. Но только регулярные занятия и истинное желание достичь совершенства в этом искусстве, принесут свои плоды. Даже опытные мастера не перестают посещать семинары, ездить в Бразилию, Африку и другие страны, в которых данный бой-танец является частью национальной культуры. В нашей стране о нём узнали менее 10 лет назад, поэтому нас не так часто посещают искусные капоэристы. Но так или иначе, когда это происходит, люди обмениваются опытом, занимаясь вместе, и приобщаются к новым направлениям капоэйра, которая непрестанно развивается.

Добавить комментарий