Современная Медея: сцена или экран?
Месяц назад вышел в прокат российский фильм с многообещающим названием «Медея». Во время просмотра картины невольно вспоминается сюжет спектакля «Сіндром Медэі» Республиканского театра белорусской драматургии. Я решила сравнить интерпретации по сюжету «Медеи» Еврипида и выяснить, какой из них стоит отдать предпочтение при практически идентичной продолжительности.
Действие картин начинается с конца истории, когда ничего уже не изменить, и сразу погружает зрителя в мрачную атмосферу безысходности. Однако если при просмотре спектакля трудно не заразиться состоянием главной героини, отчаянием и болью, то кинокартина встречает холодной исповедью женщины с каменнымвыражением лица и сердцем.
Образы героинь совершенно противоположны. В спектакле Медея-Марина является олицетворением альтруизма, остальные герои пользуются ее добротой, а в трудный момент отворачиваются от нее, она верна мужу, несмотря на его неуважительное отношение. В то же время гордая царица Медея из кинокартины Александра Зельдовича эгоистична, использует мужчин, опускается до БДСМ-утех с каждым встречным и даже доходит до проституции.
Таких, казалось бы, разных, женщин объединяет любовь к мужчине, которая граничит с сумашествием. Ради любимого мужчины обе вынуждены убить родного брата, а позже эта безумная страсть и ревность заставляет их убить собственных детей. Обе героини одержимы магическими ритуалами, которые помогают удержать любимого. Марина заставляет своего мужа Яна носить с собой магический заговоренный камень как знак супружеской верности и любви, а героиня из кинофильма смешивает мази для омоложения.
Сюжет обеих интерпретаций показывает парадигму человеческой греховности и безумия по нарастающей. В один момент вместо слов второстепенные герои спектакля начинают кудахтать, превращаясь в куриц-наседок, буквально поедающих зерно с пола. В конце они надевают маски и становятся одинаково злыми и безучастными, уходящими от Марины прочь. В фильме через все стадии потери человеческого проходит сама Медея: от утех с любовником на лужайке она доходит до поджигания людей, ролевых игр на поводке и, в конце концов, спланированного убийства детей на глазах у их отца.
В отличии от окончания спектакля, концовка фильма дает надежду: главная героиня обращается к христианской религии и оказывается у решетки исповедальни, закладывая, пусть и ошибочную, веру на спасение падшей души.
Музыкальное сопровождение в обоих случаях не оставит вас равнодушными и до последнего будет держать в напряжении. Визуальное оформление спектакля представлено мрачными тонами и декорациями. Фильм демонстрирует зрителю разнообразие природных ландшафтов и отлично передает атмосферу бедного израильского города.
Спектакль оставляет более тяжелое ощущение после просмотра, чем фильм. Он подойдет любителям долгих пауз, минимального количества слов и максимального – чувств и возможностей для рефлексии. Спектакль дает возможность полностью погрузиться в драму. Фильм же рекомендую посмотреть любителям эротики без намека на чувственность. Также он порадует зрителя красивой атмосферной картинкой и выразительными цитатами, которые врезаются в память.
Какой вариант вы бы для себя не выбрали, он, несомненно, вызовет у вас катарсис и не оставит равнодушными.
Читайте Еврипида и наслаждайтесь искусством!