Советы для ЦТ по русскому и белорусскому языкам от опытного 11

Советы для ЦТ по русскому и белорусскому языкам от опытного

Централизованное тестирование по одному из государственных языков должен сдать каждый абитуриент – это обязательно. Кто-то усиленно готовился, кто-то – нет, но до начала испытаний еще три недели, вполне можно успеть систематизировать свои знания. В данной публикации несколько советов по работе с заданиями на самом ЦТ от человека, который три года подряд набирал на ЦТ по белорусскому языку больше 90 баллов, два года подряд – на ЦТ по русскому языку больше 90 баллов. Самый высокий результат – 99 баллов по белорусскому в 2019 году.

Итак, начнем. Первая часть – орфография. Если белорусский здесь обычно не преподносит никаких ловушек, то русский – очень даже. Да-да, нужно знать все правила, помнить исключения и словарные слова. Но вот беда: попалось слово, которое не подходит ни под одно правило из головы, ни под одно исключение. Что же, бывает, все в порядке: мозг не может держать постоянно всю орфографию в голове. Напиши два возможных варианта на листе и подумай, какой выглядит респектабельнее. Сложно? Тогда следует попробовать другое: отложить это слово на 20–30 минут, как раз позже мозг может возобновить в своих отделах написание.

Морфемика и словообразование – пожалуй, самые сложные и нелюбимые разделы для школьников. А зря: хоть разгадывание словообразовательных цепочек и разбор слова по составу могут завести в тупик, эти два раздела содержат минимальный объем необходимой теории для успешной работы. Так, тебе здесь очень поможет логика: нужно самому себе объяснять значение слов. Например, слово «водопроводный» все же трактуется как «относящийся к водопроводу», а не «проводить воду», потому способ образования – суффиксальный. Стоит обращать внимание и на природу слов: слово «безусый» не может быть образовано приставочным способом, т.к. относительное прилагательное требует суффикса, если ты его не видишь, это не значит, что его нет. В слове «безусый» суффикс просто материально не выражен, он нулевой, а способ образования – приставочно-нульсуффиксальный (от существительного «усы»). В морфемике наиболее удобен для работы способ «отцепления частей»: например, в слове «холодноватый» следует выделять два суффикса – «н» и «оват», т.к. существует слово «холодный».

В синтаксисе важно видеть предикат – главные члены предложения, и от них уже проводить связи к второстепенным членам предложения, если таковые, конечно, имеются. Поэтому обычная горизонтальная схема предложения – твой верный друг в выполнении заданий по синтаксису. А причинно-следственную связь между частями сложного предложения помогут установить все та же логика и, конечно, союзы («Я подошел к окну: (и увидел, что) небо было серым», «Придет папа – (как итог) тогда и поговорим»).

Это были краткие советы по основным разделам языкознания, владение которыми обязательно будут проверять как на ЦТ по белорусскому языку, так и на ЦТ по русскому языку. Да, забыл сказать: лайфхаки по морфемике, словообразованию и синтаксису одинаково действуют как для первого нашего государственного языка, так и для второго. А вообще, помни: главное – это сохранять спокойствие на экзамене. С трясущимися руками можно ведь и крестик не туда поставить.

Добавить комментарий