Советская мультипликация, говорящие овощи и социальная несправедливость 11

Советская мультипликация, говорящие овощи и социальная несправедливость

Случается, что наступаешь на ногу не тому человеку и понимаешь, что у этого будут очень серьезные последствия, которые даже могут стоить тебе свободы. Вот только насколько ты согласен с этим? Тем более, если считаешь, что не сделал ничего страшного и все здравомыслящие люди вокруг тебя понимают это. Наверное, с такими мыслями Джанни Родари вступал в Коммунистическую партию.

В адаптированной версии «Чиполлино» главный герой станет министром ...

В образе Чипполино много автобиографичного: Джанни Родари, создатель сказки о приключениях лука-беглеца родился в 1920. В то время в Италии из-за последствий первой мировой войны и на фоне революции в россии обстановка накалялась: забастовки, захваты заводов, постоянные протесты. В итоге, в 1922 году к власти пришло правительство фашисткого лидера Бенито Муссолини.

Будущий детский писатель начинал свой путь в жизни с католической семинарии и “правильного” политического воспитания; в то время дети впитывали идеи о воссоздании величия Римской Империи в современной Италии с молоком матери. Правда, втихоря он зачитывался Лениным, Троцким, Шопенгауэром и Ницше. Еще студентом он вступил в ту самую партию Муссолини. На войну не был призван из-за плохого здоровья, доставшегося ему в наследство от отца, которого будущий писатель потерял в возрасте 10 лет.

Джанни Родари: «Я пытался делать игрушки из слов»/Писатели/Библиотека

Ну а потом пришли немцы и стало плохо. В 1943 году брата писателя Чезаре посадили в концлагерь, а двух его близких друзей убили. Тогда стало понятно, что то, что раньше выглядело борьбой за права народа, превратилось в жестокий террор, и Родари примкнул к Сопротивлению. А все кровавые события борьбы в Италии с немецкой оккупацией превратились в детскую сказку о справедливости, которую правда иногда запрещают для детей до 12 лет из-за того, что в ней много вредной информации.

«Приключения Чиполлино» — это сказка-аллегория, где автор попытался показать социальную несправедливость. В образах графинь Вишенок, сеньора Помидора, принца Лимона высмеяны итальянские крупные землевладельцы, а под образами Чиполлино и его друзей показан простой народ.

Сам Чиполлино — это воплощение лидера, за которым могут пойти другие. При поддержке друзей и единомышленников появляется возможность изменить существующий порядок, который не устраивает население. Даже среди противоположного лагеря можно найти друзей, поддерживающих самоуважение и интересы обычных людей. В произведении таким героем изображен Вишенка — представитель богачей, поддерживающий простой народ.

Лук с ярко выраженными лидерскими качествами обладает отличными коммуникационными навыками: он не просто может разговаривать с кротами (что для овоща уже является больши достижением), но и может убедить их прорыть сеть тоннелей под городом, чтобы организовать побег.

Говорят, что творение итальянского писателя-коммуниста получило известность в СССР благодаря стараниям Самуила Маршака, который всячески покровительствовал Джанни Родари. Ведь именно ему принадлежат и переводы стихов Родари. Так и в этом случае: «Приключения Чиполлино» на русском языке вышла под редакцией все того же Маршака.

В оригинале, кстати, Чипполино никому на ногу не наступал, в отличие от советского мультфильма, который был снят в 1961 году. В советском мультфильме все сконцентрировано вокруг революционных событий: тут и бегство графинь Вишенок, и попытка сеньора Помидора уплыть на корабле, и картина народного восстания, которые очень хорошо напоминает давно отложенные в голове образы свержения власти. Неудивительно, что произведение отечественных аниматоров заканчивается на романтической нотке времен “оттепели”: радостные овощи строят дома для каждого – вот она, застройка хрущевских времен.

Очарование советского мультфильма строится на великолепной музыке, которую специально написал Карен Хачатурян, и анимации Бориса Дежкина, чья нелегкая судьба заслуживает отдельного внимания

Борис Дежкин — фильмы — КиноПоиск

Дежкин начал работу в центру экспериментальной мультипликации Виктора Смирнова еще в 1934 году, при этом в своей технике он опирался на работы  Уолта Диснея, о чем сам много раз говорил. Он покадрово перерисовывал целые сцены , чтобы потом изучить их. Сам размечал записанную на пленку  фонограмму. В начале войны его постигло страшное несчастье: в дом, где он находился вместе со своей женой попала бомба. Мультипликатор накрыл телом жену, осколком ему поразило левую половину лица и выбило один глаз. Сложившаяся ситуация осложняла еще и тем, что Дежкин сам начал рано терять зрение, но несмотря на это, свои лучшие мультфильмы: “Матч-реванш”, “Метеор на ринге”, “Футбольные звезды”, “Шайбу!Шайбу!” – он создал уже потом. А дальше аниматора ожидала судьба, которая так часто повторялась у талантливых людей в Советском Союзе, да и не только в нем: с середины восьмидесятых годов сценарии и проекты Дежкина перестали одобрять, он сидел без работы, продолжал стучаться во все инстанции, но безрезультатно. Он участвовал в съемке нескольких серий киножурнала “Фитиль”, но поэт Сергей Михалков, к слову автор гимна СССР, лично запретил звать его для дальнейших выпусков. Потом наступили 90-е, страна рабочих развалилась, экономика рухнула и всем стало точно не до мультиков. Дежкин тяжело заболел  в конце 1991, когда окончательно распался Советский Союз, и умер 13 марта 1992.

Но даже в то непростое время Чипполино не терял своей актуальности: людьми, как и в сказке, двигало желание свободы.

Чиполлино как предчувствие | Пикабу

В книге выведены несколько социальных проблем, например то, что обывателям неинтересны абстрактные цели вроде построения «общества всеобщего счастья». Им нужна конкретика. Как правило, они начинают протестовать, когда их самих непосредственно касаются несправедливость и злоупотребления властей. Например, когда угрожают снести именно их дом, когда им месяцами не платят зарплату. Поэтому им нужно предложить конкретные решения именно их проблем. Главный принцип низовых движений – это самоорганизация. Могут выдвигаться неформальные лидеры — люди, которые лучше других разбираются в данной проблеме.

Чиполлино, — сказал на прощание отец, — теперь ты уже большой и можешь сам о себе подумать. О твоей маме и братишках позаботится дядя Чиполла, а ты отправляйся странствовать по белу свету, поучись уму-разуму.

— Как же мне учиться? Книжек у меня нет, да и купить их не на что.

— Не беда, жизнь научит. Только гляди в оба — старайся видеть насквозь всяких плутов и мошенников, особенно тех, которые имеют власть.

Лидеры превращаются в вождей, чье слово — закон, чье решение нельзя оспорить.

Для того чтобы создать мощное протестное движение, борющееся не только за интересы своего дома, своей улицы, своего завода, нужна сеть маленьких самоорганизующихся групп. Эти группы должны учиться взаимодействовать между собой. Чиполлино находит добрых верных друзей. И среди его друзей Вишенка — представитель враждебного класса. История знает немало примеров, когда представители богатого сословия переходили на сторону бедняков из-за своих политических убеждений.

РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА: Песенка ЧИПОЛЛИНО!!!

Сказка Джанни Родари адресована не столько детям, сколько взрослым. К сожалению, в современном обществе, как и много лет назад, существует тенденция относиться к обывателям с презрением. Для политиков они — безликие избиратели, для интеллектуальных снобов — тупое стадо. Они не способны изменить свою жизнь сами. Их наделили унизительной кличкой «овощи» и на том успокоились. Но даже среди овощей есть Чиполлино — и именно этим Чиполлино посвящена книга. В ней подробно рассказывается о том, как простые люди внезапно отказываются терпеть несправедливость и верить очередным сказочкам чиновников, о том, как они объединяются для борьбы с властью, и о том, как они добиваются своих целей.

Добавить комментарий