"С миром по миру" - эффективный метод урегулирования конфликтных ситуаций 12

«С миром по миру» — эффективный метод урегулирования конфликтных ситуаций

Современная школа – место, объединяющее людей разного социального статуса, убеждений, культурных ценностей, уровня воспитания и даже вероисповедания. Поэтому учащиеся нередко сталкиваются с непониманием со стороны сверстников, что вызывает чувство отторжения и стремление к сопротивлению. Если «приправить» это блюдо особенностями разных возрастных этапов, борьбой за внимание и лидерство, то очень непросто бесконфликтно и эффективно организовать обучение и общение в учебном заведении.

Каким будет наше будущее? Во многом это зависит от того, каким способом люди будут разрешать конфликты. Наверное, каждому знакома картина поведения людей (даже очень воспитанных) во время конфликта. Наши дети унаследуют этот опыт, если их не научить культуре общения. Сложность зависит от восприятия действительности людьми, которые вовлечены в конфликт, их потребностей, желаний, идей или ценностей. Но как справиться с возникающими проблемами и организовать грамотное взаимодействие учащихся? Ведь неэффективное или недостаточное реагирование на предыдущие конфликтные ситуации приводит к их заметному усилению.

В учреждениях образования города Орши активно используются современные воспитательные технологии. Одна из них — служба примирения «С миром по миру», действующая в системе школ как добровольная самоуправляемая организация, реализующаяся усилиями учащихся.

Появление в стенах учебного заведения такого органа самоуправления помогает детям проявить свою активность и реализовать себя в позитивном ключе. Участниками ШСП выступают медиаторы из числа работников (педагогов и психологов), а также учащихся.

«…Нашей службе примирения всего пять лет – организация молодая, но не пасующая перед трудностями. С каждым годом она приобретает еще больший опыт работы и всегда готова помочь учащимся школы построить конструктивный диалог. Программы уникальны, а ведущий соблюдает все принципы восстановительной медиации», — подчеркнула Ольга Викторовна Подоляк, педагог-психолог СШ №4, руководитель службы примирения.

— Ольга Викторовна, какими принципами руководствуются участники ШСП в своей работе?

— Самым важным принципом службы является, безусловно, нейтральная позиция медиатора, который не советует, не обвиняет, не защищает, а помогает наладить конструктивный диалог между участниками конфликта.

— На Ваш взгляд, почему так важно участие подростков в качестве медиаторов?

— Они лучше понимают своих ровесников, говорят с ними «на одном языке». И дети доверяют друг другу больше, чем взрослым.

Программа восстановительной медиации – это элемент настоящего, а не игрового самоуправления, когда часть ответственности возлагается на учащихся. Именно поэтому привлечение в работу школьников благоприятно отражается на всей деятельности службы.

«Служба не ограничивается школой. Важную роль в интеграции метода играет вовлечение семьи при условии, что они обучены основам метода. Это позволит родителям помогать детям в сложных, потенциально конфликтных ситуациях», — считает Ирина Петровна Войтова, руководитель службы примирения СШ №8.

— Ирина Петровна, с какой целью создана программа по урегулированию конфликтов?

— Конфликты — неизбежная часть как образовательного процесса, так и любого социального взаимодействия. Благодаря работе службы мы воспитываем у детей культуру цивилизованного разрешения конфликтов.

Изучив деятельность школьной службы примирения, я пришла к выводу, что работа организации направлена не только на то, чтобы решать, но и предотвращать возникновение самых разных конфликтных ситуаций. Благодаря этому в учреждениях создана инновационная практика примирения. А основной задачей службы, по словам руководителей, является снижение агрессии, социальной напряженности и утверждение конструктивных способов социального взаимодействия в образовательном пространстве и обществе в целом.

 

 

 

 

 

 

 

Добавить комментарий