Рецензия на концерт Марты Аргерих
Насколько велик, разнообразен и богат на таланты мир искусства! И, безусловно, одной из составляющих и, возможно, главнейшей частью общего понятия слова «искусство» является музыка. И невозможно сразу же не вспомнить и не подумать о таких личностях как Фридерик Шопен, Ференц Лист, Сергей Рахманинов, Артур Рубинштейн, Святослав Рихтер, Евгений Кисин… Невероятное количество имен замечательных пианистов можно еще перечислить! Но в этом списке имен не всегда и не часто можно услышать имена женщин. И сегодня хотелось бы обратить внимание на творчество поистине невероятной пианистки — Марты Аргерих.
Марта Аргерих — аргентинская пианистка 1941 года рождения. За свою долгую музыкальную карьеру, которая длится по сегодняшний день, Марта получила множество наград, удостоена различных премий, стала лауреатом несчетного количества конкурсов. И, слушая концерт №1 Ф.Шопена в её исполнении, который прошел в зале Варшавской филармонии в 2010 году, ни на секунду не возникает сомнений в ее таланте и заслугах.
Люди из близкого круга общения Марты отзываются о ней как о весьма скромном и стеснительном человеке. Часто она сама обращала внимание на то, что порой боится сцены, кажется, что после последнего аккорда не услышит аплодисментов… Но стоит ей только коснуться клавиш инструмента в первой части концерта «allegro maestoso» и сразу образ, сложившийся по рассказам, развеивается. Нет, это не скромно и вовсе не стеснительно. «Maestoso» написано будто бы не про характер части концерта, а про манеру исполнения. С ранних лет обучения в музыкальной школе мы привыкли, что дирижер — руководитель оркестра. Именно дирижеру дано право трактовать произведение, именно от него зависит образ, настроение, общее направление происходящего на сцене. Но стоило Марте начать играть и стало понятно, что здесь руководить будет она. На этой сцене она буквально взяла инициативу в свои руки.
На момент этого выступления Марте Аргерих было 69 лет. Согласитесь, ведь не малый возраст не только для пианиста, но и для любого другого человека. И часто бывает так, что с возрастом меняется мировоззрение, восприятие окружающего мира, меняются вкусы и приоритеты. В карьере многих пианистов можно проследить, как изменялась их манера исполнения и философия трактовки произведений. Но пока я наблюдала за Мартой во время концерта, мне ни разу не пришла мысль о её возрасте. Несмотря на то, что ей 69 лет, её игра, её огонь в глазах, наслаждение музыкой, лёгкость, с которой был сыгран каждый пассаж, будто за спиной не было потрачено много часов упорной и трудоемкой работы, убеждали меня в молодости её души.
Хочется верить, что её творчество, ее любовь и то удовольствие, с которыми она играет на сцене, позволят и другим слушателям иначе взглянуть на мир музыки : музыканты смогут с большим воодушевлением заниматься выбранной профессией или просто любимым делом, а люди, близкие музыке не в профессиональном плане добавят в свой список известных и заслуженных музыкантов еще одно имя замечательной пианистки — Марты Аргерих.