Про милосердие

Ежедневно в мире рождается 365 тысяч человек. У каждого своя судьба, своя жизнь. Мы все созданы для чего-то большого, мы все имеем своё призвание, но некоторые не хотят сделать что-то для себя, а уж тем более для других. Однако, в каждом человеке есть доля гуманности.

Каждый человек знает значение слова милосердие и понимает его по-своему. Любовь к ближнему, готовность помочь кому-нибудь, человеколюбие – можно придумать сотни синонимов. Каким бы плохим, злым или жестоким ни был человек, в его душе всегда найдется место состраданию и сердобольности. Существует много факторов, влияющих на степень гуманности: воспитание, характер, настроение, внутренняя сила. Об этом говорил философ Омар Хайям: «Чем ниже человек душой, тем выше задирает нос. Он носом тянется туда, куда душою не дорос.»

По-моему милосердие – одно из неоспоримых и бесценных духовных богатств человека, которое по своей сути и отличает его от животных на ряду с интеллектом, речью и разумом.

Во все времена высоко ценилось человеколюбие. Очень ярко можно наблюдать это явление в литературе. Впервые тема «милостивой» деятельности и ответственности за свои поступки появляется у  монаха Нестора в «Повести временных лет». Через века тему милосердия в повести «Капитанская дочка» раскроет   А.С. Пушкин. Вскоре и Фёдор Михайлович Достоевский в романе «Преступление и наказание» напишет о том, как Родион Раскольников отдаёт свои последние деньги семье Мармеладовых. Не оставили эту тему и современные писатели, такие как Валентин Распутин («Уроки французского»), Борис Екимов («Живая душа»).

Несмотря на то, что милосердие считается положительным качеством, иногда в быту может быть иначе. Часто мы можем думать, что помогаем кому-нибудь, на самом же деле всё становится только хуже. К тому же не всем можно сочувствовать: некоторые сами доводят себя до плачевного состояния. Такими «беднягами» являются наркоманы алкоголики и тому подобные. В то время как люди сочувствуют таким изгоям, тысячи действительно нуждающихся в помощи людей не могут самостоятельно даже существовать.

Бывает часто так, что многие люди принимают за милосердие проникновение в личную жизнь. Конечно, всегда оставаться равнодушными – плохая идея. Но ещё хуже этого навязчивость. Обратимся к притче.

«У старого фермера заболела лошадь. Она просто лежала и не хотела вставать. Долго старик думал и решил, что если на следующий день конь не встанет, придётся усыпить животное. Курица услышала этот разговор и подошла к лошади: «Вставай, ну давай же! Или ты завтра умрешь.» Лошадь встала и пошла. Чтобы отпраздновать это событие, фермер пожарил курицу»

Мораль этой притчи такова: не лезь не в своё дело, даже если хочешь помочь.

Еще одна очень важная, на мой взгляд, составляющая милосердия – безвозмездность. Нельзя назвать поступок гуманным, если за него человек получает выгоду.  Многие отдают часть своих доходов на благотворительность (в приюты для животных или детские дома) и взамен получают моральное удовлетворение. Вот это, по-моему и есть милосердие. Но существуют люди, которые, например, станут один раз донорами крови и гордятся и хвастаются этим ещё очень долгое время. Они хотят внимания и признания. Это – корысть, а корыстные люди чаще всего бывают эгоистами.

Удивительно, но с возрастом люди становятся милосерднее. Возможно, это связано с тем, что пожилым людям не нужно никуда спешить, не с кем соревноваться. У людей преклонного возраста появляется больше времени для раздумий о смысле жизни, о смерти и о боге.

Кстати, верующие люди в большинстве случаев более гуманны. Это объясняется тем, что человек чтит заповеди и старается им следовать. А некоторые элементарно боятся, что их за это покарают там, на небе. Атеистам же верить не во что, поэтому делают они всё, что им позволяет совесть.

В заключении хочу всё-таки отметить, что люди сами выбирают, насколько им быть добродушными, милосердными,человечными… недаром поэт Юрий Левитанский сказал:

Каждый выбирает для себя
женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или пророку —
каждый выбирает для себя.

Добавить комментарий