По тропам истории 4

По тропам истории

Раннее утро, общий сбор, с собой только самое необходимое. Задаём маршрут, заправляем автомобиль и отправляемся в удивительное путешествие.

Казалось бы, что может быть проще? Но каждый «трип» требует тщательной подготовки, ведь никому не хотелось бы простудиться или приехать не туда. Именно по этой причине стоит заранее узнать погоду на день «икс», проложить маршрут, чтобы грамотно располагать своим временем, поинтересоваться, работают ли места, которые в списке посещения, да и набраться сил перед отъездом. И вот, долгожданный день настал, вещи разложены по рюкзакам, на ногах удобные кроссовки, а наша небольшая компания уже готова отправиться в путь.

Программа на сегодня – посетить достопримечательности, стены которых хранят вековую историю. Первым таким пунктом станет церковь-крепость Мурованка, которая расположилась в Гродненской области. Путь от Минска до неё занимает около двух часов, но чудесные виды, мелькающие перед глазами, не дают соскучиться во время поездки. Небольшой дождь, что собирался всю дорогу, удачно нас миновал, но небо всё ещё затянуто.

Въезжаем в деревню, где расположилась церковь. Пару минут езды по просёлочной дороге, и мы на месте. Перед нами возвышается сооружение, которое было построено в 16 веке! Церковь Мурованка считается памятником готическо-ренессансной культуры. Стены храма выложены в технике готической кирпичной кладки. А возведена церковь-крепость на высоком фундаменте из необработанных камней.

Больше узнать о культурно-историческом памятнике нам удалось благодаря местному священнику, который любезно рассказал и о истории церкви, и о том, как проходит служба в период неблагоприятной эпидемиологической обстановке.

История Мурованки начинается с 1524 года, когда помещик Шимко Мацкевич-Шклёнский решил построить православную церковь. Когда строительство было закончено, Шимко велел с его личных земель десятину отдавать церкви. Но православным храм был недолго, ведь в 1596 году была принята Брестская-церковная уния, после которой униатская церковь «обрела жизнь». По этой причине на территории современной Беларуси православные храмы перешли к униатам. Их влияние не осталось незамеченным, о чём свидетельствуют надписи на латыни, что свойствененно католической церкви.

Не осталась Мурованка в стороне и в неспокойный час. Во время русско-польской войны церковь приняла на себя серьёзный удар и подверглась разорению, но сумела выстоять. Необычный вид церкви не единожды привлекал к себе внимание королей и воевод, так, например, в 1706 году Карл XII обстрелял церковь, правда не с целью захвата, ему просто не понравился внешний вид храма. Чаще всего же церковь-крепость страдала от небольших набегов, организованных кочевниками. Большому же войску необходимости брать храм штурмом не было.

По тропам истории 6

В храме можно обнаружить две мраморные плиты, одна из которых посвящена помещику Казимиру Костровицкому, а другая Мацкевичу-Шклёнскому — основателю. В то время церковь не являлась независимой, а подчинялась знатным людям. Помещик решал все вопросы касаемо церкви: имел право наделить церковь и её настоятеля землёй, изменить храм как внутри, так и снаружи. Так, при жизни, Казимир обновил алтарь римского обряда, о чём свидетельствует надпись на латыни, датируемая 1822 годом.  Казимир был яростным католиком и желал, чтобы храм поскорее стал католическим. В будущем, не при его жизни, так и случилось, пусть и спустя целый век.

А до этого, в 1839 году состоялся Полоцкий собор, цель которого заключалась в переводе униатов в православных. С тех пор и до 1923 года Мурованка являлась православным храмом. Но в период оккупации Западной Беларуси Польшей, власти снова преобразовали церковь в костёл, правда, только на 15 лет. Во время Великой Отечественной войны храм использовался в качестве склада, и только в конце 1990-ых благодаря усилиям прихожан церковь возобновила свою работу до наших дней в качестве православной.

Интересно, что внешний вид Мурованки за такой длительный срок не был изменен, за исключением штукатурки и побелки. Сама же конструкция осталось такой же.  А вот внутри были пристроены четыре ступеньки, ведущие к алтарю, и тамбур при входе в сам храм. Из необычного для церкви, так это алтарная стена, т.к. это действительно редкий случай, когда место молящихся отделяют такой солидной стеной. Вероятно, она была построена в качестве укрепления.

Догадки строятся и вокруг окон. Предполагают, что они были другого размера. При внимательном рассмотрении можно обнаружить, что окна немного смещены в сторону. Вполне вероятно, что изначально они были узкими, а спустя время их расширили. Ведь наши предки строили церковь оборонительного типа, которая должна была держать оборону. А вот в мирное время большие окна пропускают больше солнечного света, что весьма удобно. 

Закончив с небольшой обзорной экскурсией, нам предоставилась возможность подняться по крутой спиралевидной лестнице на самый верх. Вид оттуда открывается потрясающий.

По тропам истории 9

Сейчас храм является центром прихода 8-ми деревень. Самый массовый день для посещения церкви — воскресенье, в этот день проходит воскресная служба. В целях защитить прихожан в период пандемии, внутри храма можно обнаружить антисептики. Вход в маске также не запрещён. Стоит понимать, что количество местных прихожан существенно разнится с любой церковью в областном центре. Если в обычный день количество посетителей равняется 23, то на данный момент желание посетить приход проявляют около 10-12 человек.

За время, проведённое внутри, погода существенно улучшилась. В солнечное время церковь выглядит чуть иначе, кажется более яркой и красивой. 

По тропам истории 10
По тропам истории 11

Налюбовавшись местными видами, отправляемся к следующему пункту назначения — в посёлок Желудок, он как раз недалеко. По прибытию необходимо пройти через пункт смотрителя: оплатить билет и расписаться в журнале посещений. Стоит отметить, что зона охраняется служебными собаки, поэтому лучше заранее уточнить время работы. И вот, мы на месте!

Вторым и заключительным пунктом нашего небольшого путешествия стал дворец Четвертинских, построенный в 1908 в стиле нео-барроко. Именно здесь проходили съёмки первого белорусского хоррора «Масакра». Если про фильм вы слышите впервые, то о дворце что-то могли знать.

По тропам истории 12

Построен он был князьями Святополк-Четвертинскими. Проект дворца лёг на плечи польско-итальянского архитектора Владислава Маркони. Да, тот самый Маркони, что принимал участие в строительстве Коссовского дворца, популярный в то время парень. Родовые хоромы княжеского рода приковывает к себе внимание. Двухэтажный особняк, окруженный деревьями и пристройкой для прислуги, — место, где можно ненадолго погрузиться в быт знатных людей того времени. Центром семейного имения дворец был до 1939 года. К тому времени здесь появились винокуренный завод, садовый питомник, почта, больница, 4 школы, котельная, телеграф и даже две электростанции! Личный мирок со всеми удобствами.

Но 25 июня 1941 года Желудокский район был захвачен гитлеровскими войсками. Основатель родового имения попал в плен, а позже скончался в фашистском концентрационном лагере Освенцим. Посёлок Желудок сгорел практически полностью 27 июня 1941, а в усадьбе Четвертинских с того времени и до 1944 года разместился немецкий военный госпиталь. Что происходило в особняке с 1944 и по 1960-ые – неясно. С начала 1960-ых дворец передали войсковой части противовоздушной обороны. За время проживания здесь военных были оставлены явные метки, так, на потолке можно обнаружить красноармейскую звезду.

По тропам истории 13

Позже, когда войсковую часть расформировали, усадебный комплекс передали подразделению Национальной Академии Наук. Режиссёры могли получить разрешение на съёмку кинофильмов и музыкальных клипов, что весьма печально сказалось на состоянии дворца. Считается, что наибольшие разрушения особняк получил именно во время съёмок: остатки мусора и декораций, раскрашенный фасад здания, искусственная копоть внутри и остатки клея… Жертвы оказались напрасны: фильм «Масакра» не получил высокие оценки и не стал известен массовому зрителю.

Второй шанс дворцово-парковый комплекс обрёл в 2014 году, когда новые хозяева выкупили имение. Масштабная реставрация не началась, зато были вставлены окна, которые периодически разбивают желающие ночью пробраться в имение.

Внутри, как и снаружи, дворец выглядит величественно: высокие потолки, над которыми летают ласточки, камин, в котором всё ещё лежат дрова,  деревянная лестница, ведущая на второй этаж, большие окна, что заполняют светом все комнаты, и плитка тех времен. Портят же этот вид надписи, которые были оставлены туристами… Пустая, безмолвная красота, прочувствовать которую сможет далеко не каждый, ведь запущенность дворца вызывает смешанные эмоции: грусть за утерянное культурное наследие, восторг от вида полупустых комнат, обида за нанесенный ущерб дворцу.

По тропам истории 16

Заканчивая наше путешествие, хочется верить, что история столь значимых мест не будет забыта, а желание реставрировать культурные памятники пересилит желание их разрушать.  Ведь сама мысль о том, что век назад эти места считались центром культурной жизни, а сейчас является заброшенным зданием, вводит в ужас.

Добавить комментарий