Одарённые дети
Что такое одарённость? Редкий дар или новый виток в развитии человечества? Одарённость всё ещё остаётся загадкой для многих: прежде всего учёных, родителей и учителей.
По данным Министерства Образования Республики Беларусь, ещё в 2010 году в нашей стране насчитывалось около 8 тысяч одарённых детей, но с каждым новым днём их становится всё больше.
Одарённость – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности в сравнении с другими людьми. Одарённый ребёнок – это ребёнок, отличающийся яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеющий внутренние предпосылки для них) в той или иной сфере жизни.
Забота о таких детях – это, в первую очередь, забота о развитии будущего страны: науки, культуры и социальной жизни.
Как выявить вундеркинда? В настоящее время существует много программ для выявления одарённых детей. С ними занимаются психологи, которые помогают раскрыть заложенный потенциал. Так же одарённость может выявиться в комплексе обучения и воспитания. Иногда, пока еще непризнанный гений проявляет свой дар только в каком-то одном направлении, и ни в чем себя больше не выдаёт. Однако чаще всего талантливый ребёнок отличается от сверстников большей любознательностью и исследовательским рвением. Такие дети не любят вопросов без ответов, у них отличная память, развитая способность делать логические выводы, плюс чёткое умение концентрироваться на чём-либо, а также упорство в достижении лучшего результата.
Подобные дети – это счастье для любого родителя. Как не ошибиться и точно выявить неординарность в раннем возрасте?
Как уже писалось выше, одарённый ребёнок зачастую более активен, нежели его сверстники. Главная задача маленького гения – больше узнать и больше сделать. Такой ребёнок может иметь задатки лидера, или наоборот будет всегда в тени. В любом случае его поведение будет отличаться от других.
Однако неординарные способности не всегда проявляются в младшем возрасте. В некоторых случаях они спрятаны настолько глубоко, что могут проявиться только спустя долгие годы.
Что делать если в Вашей семье есть ребёнок с выдающимися способностями? Воспитывать такое дитя – это и радость, и испытание одновременно.
Психотерапевт и преподаватель Новосибирского государственного университета, Римма Павловна Ефимкина: «Одарённым детям с самого детства свойственен индивидуальный, особый стиль поведения. Часто это выражается в таких негативных моментах как непослушание, желание всё делать по-своему. Это может объясняться выражением самодостаточности ребенка. Часто такое поведение может стать причиной конфликтов с окружающими его сверстниками и взрослыми».
Одарённые дети стремятся больше общаться именно со взрослыми, считая их более умными и опытными. Этим самым взрослым приходится постоянно оправдывать ожидания малыша. В противном случае, если они окажутся некомпетентными в каком-либо вопросе, чадо может испытать глубокое разочарование. Оно обычно держится в стороне от остальных сверстников и смотрит на них или презрительно, или с опаской. В итоге ребёнок отделяется от окружающей среды, замыкаясь в самом себе или узком кругу избранных.
К талантливому малышу следует относиться с пониманием и терпением. Задача родителя – поддерживать его в любых начинаниях и стараться расширить возможности, не забывая при этом об отдыхе и контролируя занятость ребёнка.
Педагогу, как и родителю, следует делать в обучении упор на одарённость и раскрывать её. Создание условий, стимулирующих развитие творческого мышления,— одна из важнейших задач при работе с необычными детьми.
По результатам многих психологических исследований, развитие креативности учащихся происходит при обеспечении на занятиях условий, благоприятных для творчества: создание ситуаций успеха, незавершенности рассматриваемых проблем (чтобы было, над чем подумать, добраться до истины), использование различных видов мышления, создание поддерживающей атмосферы. В то же время целесообразно уделять внимание и специальному обучению в различных аспектах творческого мышления: поиску проблем, выдвижению гипотез альтернативности и оригинальности. Педагог должен учить и воспитывать детей исходя из уникальности каждого подопечного. Учиться должно быть не только интересно, но и трудно, ребёнок должен испытывать умственное напряжение, у него постоянно должны тренироваться «мускулы воли» – только в таких условиях будут развиваться способности и характер. Такого рода «дискомфорт», в конечном итоге, приносит радость, становится привычным и даже необходимым.
Одарённые дети – это наше будущее. И это будущее следует поддерживать во всех начинаниях. Не стоит закапывать талант, который, возможно, даст новую жизнь следующим поколениям.