«Обитель проклятых». Фильм о гуманности, безумии и весьма смазанном понятии «правильного»
Картина «Обитель проклятых» американского режиссера Брэда Андерсона – это бунт, обрамленный разгорающимся пламенем, и столкновение крайностей. Действия происходят в Англии 1899 года. Фильм переносит нас в психиатрическую лечебницу «Стоунхерст», которой в связи с саботажем и захватом власти управляют ее же пациенты, пока настоящие работники лечебницы умирают от голода и болезней меж железных прутьев клеток.
Рассекретить псевдоперсонал удается Эдварду Ньюгейту, приехавшему в «Стоунхерст» за, как отмечает он сам, «клиническим опытом». Ньюгейт представляется выпускником Оксфорда и, благодаря лояльности самоназванного директора лечебницы, обосновывается в стенах здания, становясь одним из ключевых звеньев истории.
Фильм-эмоциональная нестабильность, фильм-травма и фильм-рубцы. Фильм-синоним к волнообразно накатывающей боли и полностью красным промокшим бинтам. Мрачная цветовая гамма буквально иллюстрирует внутреннее состояние героев – и ты понимаешь их лучше, чем мог бы.
Возвращаясь к крайностям, мы выходим на главную тему картины. Две противоборствующие стороны воплощаются в образах пациента Сайласа Лэмба и диктора лечебницы Бенджамина Солта. Первый убежден в том, что стоит лишь поддерживать бред душевно больных и потакать их иллюзиям для достижения покоя и равновесия, ведь это совсем не сложно и ты не теряешь себя в процессе. Второй же ищет страх («источник безумия») и рычаги воздействия. Целью ставит сломать пациента и вылечить. Но можно ли вылечить то, что стерто? Или все сводится к созданию еще одной иллюзии, наиболее приближенной к нашему пониманию реальности?
Одновременно с этими позициями существует еще одна, отличная от них, и ее до зрителя доносят устами старшей медсестры мисс Пайк. Женщина думает, что больных можно понять и излечить, не используя при этом жестокие пытки и сумасшедшие дозы наркотиков. Так, она убеждена в том, что Ньюгейту и пациентке лечебницы Элизе Грейвс, старающей истерией, удалось друг друга излечить, а лекарством стала любовь, как бы слащаво это ни звучало. Ход банальный, но, возможно, мы в действительности недооцениваем человеческие чувства.
Фильм о гуманности, безумии и весьма смазанном понятии «правильного». Символика в первую очередь приводит нас к огню – он становится символом освобождения. Сперва горят вещи, скинутые в кучу пациентами лечебницы, позже – сама обитель проклятых. Первое – попытка освобождения, второе – спадение оков и сама свобода, но, к сожалению, попробовать ее на вкус удается не всем.