"Нобелиат" Сергея Трахименка 18

«Нобелиат» Сергея Трахименка

Многие белорусские писатели пишут свои шедевры на родном языке. О них мало что известно, так как в школах вряд ли проходят их произведения. Таким выдающимся автором уникальнейших книг и является наш современник и Лауреат Национальной литературной премии 2008 года Сергей Александрович Трахименок. Недавно я прочитала его роман «Нобелиат», изданный буквально год назад.

Действия романа начинают происходить в минской тюрьме на Окрестина, куда попадает главный герой писатель Виталий Сергеевич Крамор якобы за участие в несанкционированном митинге, хотя на самом деле он лишь был любопытствующим. Тут в камеру входит незнакомец, как потом наш персонаж для себя выясняет, что этот человек издатель и «будет печатать его массовыми тиражами, но через несколько лет, когда Крамор станет нобелевским лауреатом». Дальше был суд, и писателя оправдали, однако держали в заточении еще пять суток. Выйдя на свободу, Виталий Крамор начал готовится к получению Нобелевской премии по литературе за свой роман вместе с Замятиным, он же издатель из тюрьмы, но главный герой даже не представляет, какая подстава его ждет впереди.

Параллельно одной сюжетной линии идет другая. В ней действия разворачиваются в одном из микрорайонов Минска, который терроризируют загадочные и никому неизвестные троглы. Все начинается с убийства тренера по единоборствам — основателя так называемой группы «беспощадных людей, которые не бросают слов на ветер». Преступников пытается разоблачить следователь Юнаков. В конце концов судьбы двух героев тесно переплетутся.

Когда на одной из страниц книги я читала сюжет романа главного героя, за который его и готовят к вручению премии, я поняла, что где-то я подобное уже слышала: «Основная мысль в том, что Создателю нужен разум на Земле… И когда-то выбрал его носителя — человека. Но тот стал развиваться и забыл о своем назначении, мало того, потерял связь с божественными стихиями и попал в плен своих страстей. Начал работать сам на себя. Была создана машина времени, чтобы «прогнать» его по историческим эпохам. У машины времени не было ни паруса, ни двигателя в общепринятом смысле. А значит, нет ни руля, ни штурвала. Все основано на тонких материях человеческой мысли. А так как один из персонажей хотел вернуться в прошлое, они там и оказались». После этих слов Крамора я вспомнила, что еще в девятом классе я брала в библиотеке уже другой роман Трахименка, называющийся «Чаша Петри, или Русская цивилизация: генезис и проблемы выживания», где разворачивались точно такие же события. Получается, белорусский писатель вплел в сюжет новой книги действия, происходящие в предыдущей, и через своего персонажа показал проблематику романа 2012 года.

Уже какой раз читаю произведения современного писателя Сергея Трахименка и убеждаюсь, что Беларусь славится многими талантливыми людьми. Романы автора известны запутанными сюжетами, развязку которых предугадать ну никак невозможно, сколько ни пытайся. Думаю, «Нобелиат», а также «Чаша Петри, или Русская цивилизация: генезис и проблемы выживания» понравятся своим читателям, ведь как писал сам Сергей, «знаю, что где-то есть читатель, который думает, как я, видит мир, как я, и он будет ощущать каждую написанную строчку не рассудком, а как-то по-другому».

Добавить комментарий