На кегль и цвет шрифта нет
1 апреля в Национальной библиотеке прошел фестиваль «Город и книги. Наука». Я посетила арену молодежных программ и заглянула на уроки чистописания. Узнала, почему не нужно ругать ребенка за плохой почерк и в чем заключается главное оружие человечества.
«В прошлом году меня пригласили на мастер-класс, где я рассказывал о шрифтах. После этого возникла идея создать школу каллиграфии в Минске. Вместе с супругой решили, что возрождение «красивого письма» (с греческого каллиграфия) никому не помешает, особенно человеку культурному», – рассказывает эксперт встречи Алексей Коваль, искусный каллиграф и молодой отец троих детей.
Для чего? Ответ: меньше слез
Как только дети начинают заниматься в прописях, у некоторых родителей возникают претензии к оформлению. Не так завернул букву «а», начал писать «о» с верхнего угла. Мамы хотят, чтобы их ребенок усердно выводил каждую букву. Они хотят красоты. Но для чего нам симпатичный почерк? «Для того чтобы радовать самого себя и поднимать настроение каждый день», – кто-то выкрикивает из зала. А вот Алексей считает, что красивый почерк в жизни не нужен. Потому что, повзрослев, дети поступают в университет и делают они это с помощью «крестиков» или «галочек».
В чем проблема? Дети гениально чувствуют, но что-то идет не так
«Мы не можем делать вывод: хороший или плохой почерк у ребенка, потому что сами мало видели», — утверждает каллиграф. В чем проблема? Почему-то сложилось мнение, что человек должен держать ручку до посинения пальцев. При этом обязательно нужно «расположить» всю кисть на рабочем месте. Ведь как писать без контроля над бумагой? Разборчивый почерк во многом зависит от положения тела. И настоящие эстеты делают это всей рукой, а не кистью, как мы привыкли думать. Для этого нужно хорошенько закрепиться в пояснице и перенести центр тяжести на левую руку. А перо держать так, будто хочешь не ущипнуть, а подергать кого-то за щечки. «В детстве я не мог держать ноги прямо. То скрещивал, то сгибал под собой. И в будущем немного пожалел», – признается Алексей.
Как? Замена стимула на мотивацию + практика
«Если называть ребенка свиньёй, он начнет хрюкать. Я лишь говорю о том, что детям нужно давать свободу. Не нравится выводить «р»? Не стоит заставлять. Дайте им задание: написать эссе, например, на тему собственной суперсилы и вы убедитесь, что буквы не так уж плохи. Пишите вместе. И помните, что паста в шариковой ручке отстирывается. Вечные замечания с вашей стороны оставляют чернильные пятна на самооценке ребенка. А чернила, не шариковая паста», – говорит Алексей.
Пропорциональная буква «у» или достаточное количество белого между черными границами символов – это всего лишь иллюзия красоты. Но не она истинная. Кубисты вообще говорят: «рисуем, что видим».
«Если вы хотите много друзей в налоговой, то красивый почерк не помешает. Прекрасно выведенные буквы в документах позволяют запомнить вас», – смеется Алексей. Во Вьетнаме американским пленникам за эссе на тему своей Родины и вовсе миска риса доставалась. Почерк – это наше влияние на людей с психологической точки зрения. «Это оружие, которым иногда не стоит пренебрегать», – говорит каллиграф.
Не ограничивайте своих детей. Пускай они оставят свой след в истории.