Лирика – музыка в литературе 13

Лирика – музыка в литературе

По словам М. С. Кагана, лирика является «музыкой в литературе», «литературой, принявшей на себя законы музыки». Я полностью согласна с этим выражением и хочу подробно пояснить слова Моисея Самойловича. Музыка — универсальный язык человека. Она заражает слушателя каким-либо настроением, потому что все мы люди и нам не чужды эмоции.

Удивительно, но то же происходит и со стихотворениями. Почему Есенина, Бродского так любили американцы? Вряд ли за великий и могучий русский язык. Публика восхищалась ими за энергетику, создающуюся прежде всего эмоциональной стороной поэтического текста: не 33 буквы, отражающие смысл стихотворения, а 33 ноты, слетающие с душевных струн поэта. Невзлюбила же Дункан Есенина, не зная и десятка слов на русском, за золотую копну волос. Но что же это за законы музыки, которые переняла на себя лирика?

В первую очередь, рифма: созвучие строк, их эвфония, а также ритм. Любое нарушение заданного ритма заставляет задуматься: что же хотел сказать автор, выделив таким образом именно эти слова или строки? В качестве примера можно взять стихотворение Марины Цветаевой  «Что другим не нужно – несите мне…», где в четвертой строфе отклонением от ритма она выделяет последние слова и делает их основой текста, тем, ради чего  и писала:

Ледяной костер, огневой фонтан!
Высоко несу свой высокий стан,
Высоко несу свой высокий сан –
Собеседницы и Наследницы!

Также немалую роль в музыкальной поэзии играет авторское чтение стихов.  Неповторимая манера исполнения Окуджавы в сериале «Таинственная страсть» была описана, как «плакать хочется», в этом есть доля истины. Или же совершенно индивидуальная манера исполнения Бродского: услышав её единожды, я уже не могу не произносить его строки в голове с той же чувственной монотонностью.

Французские подростки, например, не изучая русского, слушают наш клауд-реп. Если спросить у них: почему, то ответ будет прост: атмосферно. По правде говоря, и носители языка часто слушают подобную музыку отчасти из-за этого.

Лучшим доказательством того, что музыка и лирика — две стороны одной медали, будет множество романсов и песен, показывающих нам симбиоз нот и букв. Роберт Рождественский часто писал стихотворения для уже созданного музыкального сопровождения. Навсегда прижилось Кабзоновское «Мгновения, мгновения, мгновения…» Или песни Валентины Пономаревой, на концерты которой билеты раскупались с невероятной скоростью, чтобы послушать незаменимое исполнение произведений Ахмадулиной.

Бертольд Ауэрбах говорил: «Музыка — единственный всемирный язык, его не надо переводить, на нем душа говорит с душою». В большинстве случаев это высказывание является истиной.

Добавить комментарий