Каким «богам» молятся журналисты?

При выборе будущей профессии человек ставит перед собой цель, которая должна определить его место в обществе. Всех журналистов объединяет стремление переделать мир, сделать его лучше. Трудно не согласиться со словами Тома Споппару: «Я глубоко убеждён, что если вашей целью является изменение мира, журналистика – это самое действенное и быстрое оружие для этого». Не случайно эта профессия носит звание четвёртой власти. Конечно же, достаточно трудно всегда удерживать столь важное положение в обществе, поэтому каждый журналист просит помощи у так называемых «богов», без которых ни один информатор не может создавать актуальные материалы.

У «мастера слова» есть три «бога»: честность, уникальность и достоверность. Только благодаря их помощи настоящий профессионал способен создавать качественные и интересные статьи.

Честность – одна из сложнейших составляющих публицистического текста. Главная заповедь журналиста та же, что и у врача, – не навредить. Часто так бывает, что честность только усугубляет и без того сложную ситуацию, поэтому обращаться с ней нужно осторожно, думая при этом о последствиях. Как говорил Марк Твен, «правду следует подавать так, как подают пальто, а не швырять в лицо, как мокрое полотенце». Честность позволяет приобрести доверие читателя, а вот удержать его может только уникальность.

Альберт Сент-Дьерди утверждал: «Исследовать – значит видеть то, что видели все, и думать так, как не думал никто». Слова ученого наилучшим образом показывают ту черту журналиста, благодаря которой он может выделиться из толпы, произвести настоящий фурор. Конечно же, речь идет об уникальности. Читатель XXI века видел и слышал многое. Ему достаточно неинтересно и сложно пребывать в информационном мире, где все построено по шаблону. Человеку хочется чего-то нового. Поэтому журналисты пытаются найти подход к читателю через уникальный стиль, а также мнение, во многом противоречащее мнению окружающих.

В погоне за неповторимостью «акулы пера» часто используют недостоверную информацию, тем самым приводя людей в заблуждение. Многие журналисты не понимают, что далеко не все средства хороши в погоне за сенсацией. Представьте картину: 20 января 2015 года в сети Интернет всплыло сообщение о том, что на дороге города Мурманск были обнаружены розовые пятна. Журналисты, опубликовавшие данный материал, были уверенны, что данное вещество является сильнейшим ядом, которое губительным образом действует на животных. Также они отметили, что только за сутки было отправлено 12 животных. Полицейские не подтвердили эту информацию. Но, как известно, у страха глаза велики. Собаководы, проживавшие на «отравленных улицах», 20 января решили остаться дома. Позже выяснилось, что розовые пятна – это пролитый антифриз. Сообщение было опровергнуто, но это всё же не могло в полной мере остановить панику, возникшую накануне.

Ремесло журналиста можно сравнить с деятельностью ювелира. Только точность, терпение и труд могут помочь мастеру изготовить настоящий шедевр. Ошибки убийственны. Один неверный шаг – и изменить уже ничего нельзя. Поэтому журналисты всегда просят помощи у своих «богов», под которым подразумеваются честность, уникальность и достоверность. Только на них может положиться «акула пера», ведь в мире конкуренции, жестокости просить помощи больше не у кого. Как говорил Сергей Довлатов, «я не хочу сказать, что мы всегда работали замечательно. Всякое бывало. Но мы работали честно. И если делали глупости, то не со зла. А потому, что не хватало опыта. Потому что не Боги горшки обжигают. Они только советы дают и критику наводят».

Добавить комментарий