"К чему душа лежит...": о выборе будущей профессии 13

«К чему душа лежит…»: о выборе будущей профессии

Вопрос выбора профессии всегда актуален среди молодёжи. При наличии большого перечня специальностей, многие не могут решить, кем же им стать. Хорошо, когда с детства уверен, что хочешь быть врачом или милиционером. Но что же делать, если за десять лет так не определился с профессией?

Своим мнением поделились учащиеся Семковской средней школы — Чертович Диана и Мурашко Илья, а также преподаватель всемирной истории и истории Беларуси — Владимир Владимирович Лишай.

Первые вопросы были адресованы Диане:

gW2cXjS_238
Диана Чертович, 10-ый класс Семковской средней школы

-Как часто ты думаешь о своей будущей профессии?

-Задумываться об этом я начала в классе седьмом. Тогда строила планы, всё время грезила о том, чего смогу добиться, кем буду. Но, естественно, я была ещё ребёнком, поэтому серьёзно думать ещё не могла.

Более ответственно мне пришлось отнестись к этому в девятом классе. Там уже стоял выбор:  учиться дальше в школе или же вступать во взрослую жизнь — попробовать поступить в какой-нибудь колледж или техникум. Я поняла, что не была готова ко второму варианту, поэтому осталась в десятом классе. Теперь поступление всё ближе, и было бы логичным волноваться о том, кем ты будешь. Поэтому сейчас мысли о будущем посещают меня ежедневно.

-У тебя есть пример для подражания?

-Да, и это моя мама. Она воспитывает меня совершенно одна — и это, конечно, заслуживает уважения. Моя мама в своё время, можно сказать, подчинилась бабушке и не продолжила учиться после школы. Кстати, об этом она всё ещё жалеет. Но зато теперь мама всячески пытается помочь мне: помогает принимать самые важные решения, обеспечивает меня, учит стойко держать себя, что бы не случилось. Моя мама — мой идеал, мой герой, пример мужества, упорства и силы. Хотя я думаю, что так должно быть в каждой семье.

Затем настала очередь Ильи:

Мурашко Илья, 11-ый класс Семковской средней школы
Мурашко Илья, 11-ый класс Семковской средней школы

-Как бы ты описал свои достижения за время учёбы?

-За время учёбы достижений было мало. Но одно я понял точно — твои знания, твоё понимание и твоя эрудированность зависят только от тебя самого, а учителя лишь катализаторы в их получении.

-И как ты представляешь свою жизнь, скажем, лет через двадцать?

-Я думаю, что у меня будет обеспеченное будущее, хорошая работа, трое детишек и замечательная жена! Одного мальчика буду учить игре на гитаре и спорту, а второго — технике. Третья — девочка… Она будет отличной танцовщицей и юристом!

-Надеюсь, что так и будет. А какие исторические личности наиболее интересны тебе и почему?

-Никола Тесла. Прежде всего потому, что это учёный с большой буквы. Многие свои изобретения он не патентовал, а некоторые и вовсе уничтожил из-за возможности создания оружия. Его бескорыстию можно только позавидовать, впрочем, как и его интеллекту.

Я задала такой же вопрос Диане:

-Со времён изучения истории, по какой-то причине меня заинтересовал сэр Уинстон Черчилль, один из самых известных премьер-министров Великобритании. Я слышала имя этого человека и раньше, поэтому ещё тогда захотела узнать больше о его жизни и деятельности. Меня поразили не столько политические успехи, сколько его человеческие качества. Несмотря на полноту власти и должность, этот человек славился добротой, простотой и отличным чувством юмора. Он никогда не был брезглив к своему народу и, кроме того, был чертовски умён. К тому же, он ещё и в армии служил, что позволяло ему разбираться в тонкостях военной службы. Так что для меня он является примером человека, жизнь которого была наполнена радостью и весельем.

Будем надеяться, что мечты этих ребят воплотятся в реальность. Впереди у них долгая учёба в университете. А вот ещё один герой нашей статьи, Владимир Лишай, уже прошёл через это. Далеко не первый год он преподаёт всемирную историю и историю Беларуси как у старших, так и у средних классов. Имея огромный опыт за плечами, он рассказал о том, как стал учителем и поделился некоторыми советами абитуриентам:

Лишай Владимир Владимирович, преподаватель всемирной истории и истории Беларуси Семковской средней школы
Лишай Владимир Владимирович, преподаватель всемирной истории и истории Беларуси Семковской средней школы

-Владимир Владимирович, как вы выбирали свою профессию? Это было спонтанное решение или тщательно продуманное? Тяжело ли Вам дался этот выбор?

-Скорее всего, второе. С класса, наверное, восьмого у меня уже появился интерес к истории — мне нравилось читать книжки (тогда мы их не в библиотеке брали, а покупали сами), отвечать на уроках да и учителя у меня были хорошие. Как и многие мальчики интересовался политикой, событиями, происходящими в мире. И вот всё это привело к тому, что выбор был, в принципе, осознанным.

-То есть, Вы совместили свои интересы и возможности?

-Если кратко, то да.

-А что Вас вдохновило на выбор данной профессии?

-Как пример могу привести случай из школы. Я был в классе шестом, учитель истории вызвал меня на одном из уроков, как сейчас помню, была тема греко-персидских войн. Я очень удачно ответил, он меня похвалил. Мне это предало уверенности. Может быть, та похвала учителя перед моими товарищами, в какой-то мере подвигла меня на развитие в этом направлении дальше. Так же немаловажным была и успеваемость.

-Как бы Вы описали свои достижения за время работы?

-Я отношусь к той категории людей, которые о достижениях меньше всего говорят или думают, или прогнозируют. Сказать, что были какие-то великие достижения, я, наверное, не скажу. Принято считать достижением, когда твои ученики занимают призовые места, грамоты, поступают в престижные вузы… Знаете, есть такое выражение: «Настоящий учитель тот, когда хотя бы один ученик продолжил его традицию». Я как-то посчитал и оказалось, что таких у меня уже больше пяти. И, работая уже в Семковской школе, таких учеников становится больше. Четыре года подряд наши выпускники занимали первые места по истории в районных олимпиадах, участвовали в областных — дважды привозили оттуда дипломы третей степени. Это, конечно, радует. И я прихожу к выводу, что что-то всё-таки удалось. Может быть, немного, но что-то удалось.

-Какой фактор внёс основной вклад в Ваши успехи к настоящему времени?

-«Капля воды камень точит» и за время свой тридцатилетней работы, я приобрёл уже какой-то опыт, выработал определённую система. Хоть и нескромно об этом говорить, но результат есть. И самое главное, что чувствуется удовлетворение от своей работы. Наверное, это самое главное.

-А вот что бы Вы посоветовали старшеклассникам при выборе профессии?

-Я сравниваю теперешнее поколение и то, которое было до них, лет этак десять-двадцать назад. Сейчас дети в целом более эрудированные, грамотные, более уверенные. Наверное, в каком-то смысле, раскрепощённые. Поэтому основной выбор за ними. Но я считаю, что при выборе профессии большую роль играет семейное воспитание: тут надо учитывать и опыт родителей, прежде всего, ориентироваться на них. А так же учитывать интересы, возможности. Также нужно осознавать, что дальше учиться будет тяжелее, поэтому выбирайте то, что будет получаться лучше всего и к чему есть склонности!

Добавить комментарий