Фитнес для мозга
Кому печать «Невежда»?
Общаясь с друзьями, я часто слышал жалобы от них по поводу того, что в школьной программе мало зарубежных авторов. В школе есть предмет «Всемирная история», но почему-то нет «Всемирная литература». Почему бы не заменить предмет «Русская литература», на «Зарубежную литература», а русскую изучать наравне с произведениями других народов.
Сегодня много низкопробных книг. К примеру, в одной из мозырских библиотек отведено 2 стеллажа на третьесортную литературу: женские романы и детективы – и по одному на белорусскую и зарубежную.
К тому же много есть исторически недостоверных и пропитанных идеологией книг, одну из них даже изучают в школе,- это «Поднятая целина» М. Шолохова, сделанная на заказ от советского руководства.
Сейчас видна такая тенденция, как сакрализация художественной литературы в ущерб публицистике. Сегодня сказать, что ты не читал Достоевского или Булгакова,- значит поставить себе на лбу печать «Невежда». В это же время мало кто читает научную и научно-популярную литературу, единственный источник, позволяющий объективно оценить реальность.
Нередко книги даже классиков просто неактуальны. Некоторые их ценности просто не нужны и не востребованы в современном мире, а некоторые могут показаться даже варварством. Нам не понятно: как взрослые мужчины могут стреляться из-за какой-то мелочи, руководствуясь какими-то средневековыми правилами, называющимися «кодексом дворянской чести». А девушки сегодня не понимают: как могли тринадцатилетних девочек без их ведома выдавать замуж за стариков.
А сколько же времени занимает прочтение книги, например, такой как «Война и мир»! У меня, кстати, ушло примерно 48 часов. А если книга ещё и нудная, и неинтересная! Как же будет жалеть читатель своего потерянного времени!
Поймите, эта статья писалась не для того, чтобы показать ущербность художественной литературы и отпугнуть юных читателей, а затем, чтобы люди более критично подходили к выбору книг.
Максим ЖУК, член клуба «Юный журналист» Мозырского центра творчества детей и молодежи
Тебе что, ВКонтакте не пишут?
В современном мире далеко не все люди предпочитают проводить свое свободное время за чтением книг. Недавно я была свидетелем такой картины… На перемене девочка читала книгу. К ней подошла её одноклассница и с удивленным взглядом спросила: «Ты читаешь??? Тебе что, в ВКонтакте не пишут?».
Да, компьютерные игры, телевизор, интернет заменили чтение. Посмотреть фильм занимает меньше времени и не требует интеллектуальных усилий. Но ведь польза от чтения книг огромна. Вот несколько причин, чтобы начать читать:
- Развитие воображения. Читая, мы представляем героев и окружающую их обстановку, тем самым, развиваем воображение и делаем нашу фантазию богатой и разнообразной.
- Расширение кругозора. Различные факты о странах, культурах, одежде, быте мы узнаем из книг. Так же учимся анализировать поступки героев и сопереживать им.
- Тренировка памяти. Имена героев, место действия, описание их взаимоотношений – всё это мы должны представить, что прекрасно тренирует не только память, но и воображение.
- Борьба со стрессом. Чтение способно погрузить человека в иной мир. Мы задумываемся над поступками и решениями героев. Это отвлекает от повседневных проблем.
- Умение мыслить креативно. Люди, читающие книги, чаще мыслят необычно.
Только представьте, что без чтения, эти навыки постепенно исчезают, ведь люди становятся все ленивее: им лень читать, лень думать и лень развиваться, поэтому вместо интересной книги, они предпочитают все возможные гаджеты.
С другой стороны, в школе, предлагают читать программную литературу. Но не всем ученикам по нраву русские классики: многие интересуются зарубежными писателями. Поэтому со временем, из-за насаждения ребятам определенных книг, интерес к чтению пропадает. Это значит, что нужно предоставлять детям выбор: читать то, что интересно, ведь «вкус» на жанры, может быть абсолютно разный, надо читать тех авторов, которые вдохновляют.
Екатерина ГОРБАЧЕВА, член клуба «Юный журналист» Мозырского центра творчества детей и молодежи