«Детские страхи сильнее взрослой логики»
Всем нам знакомо чувство страха. Как утверждают психологи, страх рождается с нами и сопровождает нас всю жизнь, лишь меняя свои формы.
Каждый из нас чего-то боится. И это нормально. Уже на первом году жизни мы испытываем ночные страхи. В два года появляется страх одиночества, который часто сохраняется и у взрослых. В три года появляется страх темноты, а также дети часто боятся врачей, прививок, боли.
Откуда же берутся детские страхи? Сами того не замечая, взрослые с младенчества внушают детям, что жизнь опасна и страшна. Если не выполнишь какое-нибудь важное условие, будет очень плохо!
Запугивающее воспитание – вот откуда берутся детские страхи: «Быстро спать, а то Волчок утащит!», «Не будешь слушать – отдам тебя!», «Не будешь кашку кушать – придет Бабайка и заберёт тебя!».
Ребёнок не совсем понимает последствия, но уже ясно чувствует тревогу: «Не лезь на горку – упадешь», «Не трогай нож – порежешься», «Не подходи к печке – обожжешься». Срабатывает защитная реакция – страх. Ребёнок теряет уверенность в себе, становится напряженным, скованным и осторожным.
Увы, такое воспитание продолжается и в школе. Добавляются «школьные страхи»: боязнь получить двойку, оказаться глупым, неуспешным, ну и недовольство учителей.
Как оказалось, у девочек и мальчиков страх школы разный. Девчонки волнуются из-за взаимоотношений: что подумают о них родители, учителя и сверстники. Мальчишки больше всего боятся унижения со стороны ребят и наказания взрослых.
По большей части, взрослые сами учат детей бояться, воспитывая мнительных и неуверенных в себе людей. «Страх ошибки» убивает желание действовать, проявлять инициативу, быть пытливым и любознательным, искренним и открытым миру. Но парадокс состоит в том, что, только совершая ошибки, мы двигаемся вперёд.
Для большинства школа — это в первую очередь место, где можно получить новые знания и найти верных друзей. Но зачастую школа становится местом, где формируются новые детские страхи. Впоследствии это может создать много проблем во взрослой жизни.
Став взрослыми, многие применяют такие же методы воспитания, которые испытали на себе в детстве. Даже понимая, сколько боли и проблем это им создавало, не все способны сломать заложенные стереотипы. Но если вы хотите счастья своим детям, то делать это надо!
Просто надо осознать, что авторитет не строится на страхе. Нельзя, запугивая, заставить ребёнка тебя любить и уважать. А без этих чувств ты не станешь важным для детей человеком, не будешь им интересен и, следовательно, не сможешь их учить и воспитывать! Нам интересно учиться только у тех, кто вызывает у нас яркие, позитивные чувства. А раз интересно, значит и результат намного выше. Да и авторитет, основанный не на страхе, а на уважении, намного прочнее. Впоследствии во взрослой жизни это поможет человеку строить правильные отношения как в карьере, так и в семье.
Интересно, а какие «школьные страхи» были в детстве у наших учителей? Избавились ли они от них? Что помогло им справиться с этими страхами?
— Были ли у вас в детстве страхи, связанные со школой? Какие?
Алла Васильевна, учитель русского языка
— В школе была тревога перед контрольными и письменными работами, особенно по математике. Страшно было отвечать перед классом у доски, боялась, что одноклассники будут смеяться. Был страх опоздать на урок.
Светлана Станиславовна, учитель черчения
— Мои самые большие страхи в школе — плохие отметки и замечание от классного руководителя. Я была хорошей девочкой, но классный руководитель любила бесконечно писать замечания. Только в институте я узнала, что так поступать непедагогично. А плохих отметок боялась, потому что меня очень ругали дома.
Александра Алексеевна, учитель английского языка
— Самый большой страх в школе был — отвечать устно у доски. Это был дикий ужас для меня. Скорее всего, из-за неуверенности в себе. Ну и страх выглядеть глупой, думаю, тоже.
Дмитрий Александрович, учитель истории
— Это был не страх, а скорее волнение перед контрольными. Но это чувство помогало максимально собираться и выполнять все на высоком уровне.
Анна Александровна, учитель вокала
— В начальной школе я безумно боялась идти в школу. Это было связано с моей первой учительницей, которую я очень боялась. Она вызывала к доске и, когда я ошибалась, жестко указывала на ошибки, могла высмеять. Вот эта боязнь публичного позора, особенно, когда ты ещё маленький и сам не особо понимаешь, что происходит, — это очень страшно.
— Как вы справились с этими страхами, что вам помогло?
Алла Васильевна , учитель русского языка
— Страхи изменились с течением времени. Раскрепоститься помогло увлечение танцами (посещение танцевального ансамбля «Лявониха»).
Дмитрий Александрович, учитель истории
— Нужно выдохнуть и идти делать, то, что ты должен делать. Все равно это показатель твоего умения и уровня знаний.
Анна Александровна, учитель вокала
— Я перешла в среднюю школу и перестала общаться с учительницей. Повзрослела, характер закалился, научилась взаимодействовать с разными людьми. Появились друзья, с которыми можно было обсудить все проблемы.
И, конечно, искусство и сцена.
— Есть ли страх, с которым вы не справились? Как это сказалось на вашей взрослой жизни?
Александра Алексеевна, учитель английского языка
— Я не справилась. В школе я даже иногда могла сказать, что не готова, могла согласиться на плохую отметку, только, чтобы меня не вызывали к доске. В университете уже было полегче. Я стала смелее, уверенности стало больше. Наверное, до конца с этим страхом я не справилась. Я его просто приняла и стараюсь избегать ситуаций, которые мне «неудобны».
Светлана Станиславовна, учитель черчения
— Я теперь боюсь ребёнку поставить плохую отметку. Ученики иногда пользуются ситуацией, и позже я понимаю, что меня обманули, но в тот момент, когда я ставлю им высокую отметку, мне реально становится легче. Ведь я переживаю, а вдруг это правда и у них сложная ситуация? Я действительно боюсь за них. Девять соврут, а десятый не соврёт.
Дмитрий Александрович, учитель истории
— Страшно всем, главное не дать страху победить себя. Не боятся только сумасшедшие и дураки.
Анна Александровна, учитель вокала
— Страх публичного унижения всегда меня сопровождал. Но когда я ушла в музыку, перешла в колледж, отучилась в университете, я поборола этот страх полностью. И поэтому я теперь не боюсь никакого публичного осуждения, никакой критики в свой адрес — я всегда ее спокойно воспринимаю. Могу сказать, что я этот страх в себе абсолютно полностью искоренила.
— Как этот опыт помогает Вам в работе с детьми?
Александра Алексеевна, учитель английского языка
— Я никогда не настаиваю на ответе учеников у доски. Мои ученики отвечают так, как им удобно. У доски, с места, стоя, сидя … даже с закрытыми глазами некоторые просили, я была не против. Некоторые держат что-то в руках (ручку, книжку, листик, ластик). Я никогда не запрещаю. И кстати! Раньше я обо всем этом как-то даже не задумывалась.
Дмитрий Александрович, учитель истории
— Вспоминаешь, каким был в детстве, и пытаешься передать свой опыт овладения страхом своим ученикам. Правда, надо сказать, что получается не всегда.
Анна Александровна, учитель вокала
— Мои детские страхи помогли мне понять, что единственное и самое важное в работе с детьми — никогда не подвергать их какому-то психологическому насилию или давлению. Для меня всегда в приоритете желание ребёнка. Возможно, не всегда нужно потакать желаниям детей, но относиться к ним нужно лояльно. Взрослый человек всегда должен прислушиваться к ребёнку.
Наше небольшое исследование подтвердило, что детские страхи действительно влияют на нашу последующую жизнь. Важно суметь справиться со школьными страхами сразу, тогда этот опыт станет полезным и поучительным. Но порой детям действительно тяжело преодолеть свои страхи самостоятельно, и помощь взрослых может сыграть решающую роль. Необходимо, чтобы процесс обучения протекал в безопасной для детской психики форме, а для этого в школах работают учителя, воспитатели, психологи, социальные работники. И если их работа хорошо скоординирована, то результат обязательно будет успешным.