Цель творчества - самоотдача, а не шумиха, не успех 14

Цель творчества — самоотдача, а не шумиха, не успех

Эти глубокомысленные строчки, которые Борис Пастернак написал в стихотворении «Быть знаменитым некрасиво», довольно точно характеризуют художественные принципы многих поэтов и писателей того поколения. В целом, эту фразу даже можно назвать самой сущностью всего искусства. Люди творят и создают не для того, чтобы получить мимолетные славу и признание, но для того, чтобы передать чувства, эмоции, идеи, которые таятся в человеческой душе. И те творцы, что осознают эту прописную истину, всегда остаются в человеческой памяти благодаря своим искренне красивым произведениям. Вспоминая про поколение поэтов, к которому принадлежал Пастернак, нельзя не вспомнить такие известные имена, как Анна Ахматова и Александр Твардовский. В творчестве всех трех поэтов можно проследить то, что творчество является для них наивысшей ценностью само по себе.

Цель творчества - самоотдача, а не шумиха, не успех 15

Сам Борис Пастернак считал поэзию неотделимой от жизни.

Это — круто налившийся свист,
Это — щелканье сдавленных льдинок.
Это — ночь, леденящая лист,
Это — двух соловьев поединок.

Таким было определение поэзии по мнению легендарного поэта. Он жил ею, отдавая всего себя на алтарь творчества. Поэтому Пастернаку пришлось многим заплатить за возможность заниматься любимым делом. И боль, которую он при этом испытывал, хорошо видна в его стихотворении «О, знал бы я, что так бывает»:

О, знал бы я, что так бывает,
Когда пускался на дебют,
Что строчки с кровью – убивают,
Нахлынут горлом и убьют!

Однако именно эти страдания в конце концов привели поэта к осознанию, что сам процесс творчества, сама поэзия, неразрывно связанная с окружающим нас миром – уже наивысшая ценность сама по себе:

Я понял жизни цель и чту
Ту цель, как цель, и эта цель —
Признать, что мне невмоготу
Мириться с тем, что есть апрель,

Что в берковец церковный зык,
Что взят звонарь в весовщики,
Что от капели, от слезы
И от поста болят виски.

За свою всемирно известную повесть «Доктор Живаго» Пастернак был удостоен Нобелевской премии по литературе. Однако Борис Леонидович отказался от награды. Ему не нужны были слава и признание, он хотел лишь творить и сочинять в согласии с окружающим миром. Увы, но ничто не смогло спасти поэта-писателя от угроз в «поддержке капитализма», связанных с содержанием повести.  Именно они в итоге подорвали здоровье Пастернака и привели к его смерти от рака легких. Вот так «шумиха и успех», которых избегал творец, стали его же погибелью

Цель творчества - самоотдача, а не шумиха, не успех 16

Целый цикл стихотворений Анны Ахматовой под названием «Тайны ремесла» посвящен раскрытию темы смысла творчества. В нем можно найти интересные сходства Ахматовой и Пастернака во мнении о смысле творчества. В частности, Анна Андреевна дает определение поэзии, которое схожее по духу с аналогичным у Бориса Леонидовича:

Это — выжимки бессонниц,
Это — свеч кривых нагар,
Это — сотен белых звонниц
Первый утренний удар…

Да и процесс сочинения стихотворения выглядит таким же природно-естественным, как и у Пастернака:

Сердитый окрик, дегтя запах свежий,
Таинственная плесень на стене…
И стих уже звучит, задорен, нежен,
На радость вам и мне.

Ахматова тоже стремилась не к славе и не к почету. Она хотела в стихах передать свои эмоции, свои любовь и счастье другим, повлиять на них своим творчеством Она видела в читателе равного себе человека, без которого не было бы смысла заниматься поэзией:

Наш век на земле быстротечен
И тесен назначенный круг,
А он неизменен и вечен —
Поэта неведомый друг.

Поэма «Реквием» — самая известная среди поэм Анны Ахматовой – является прямым подтверждением принципов поэтессы. Ведь для многих стал неожиданностью тот факт, что мастерица любовной и философской лирики оказалась автором столь тяжелого и трагичного произведения. И да, сочинение поэмы оказалось серьезным испытанием для Ахматовой. Но она не могла остаться в стороне и не захотела молчать о творимых зверствах, потому что ставила истину выше всего остального. Это ли не пример той самой самоотдачи, о которой писал Пастернак?

Цель творчества - самоотдача, а не шумиха, не успех 17

В творчестве Александра Твардовского темы поэзии в целом и ее смысла в частности почти не поднимаются. И после прочтения его стихов вполне можно понять, почему поэт никогда не задумывался о таком. Он просто писал о том, что видел и про что хотел рассказать другим. «Василий Тёркин», «Дом у дороги», «По праву памяти», «Убит подо Ржевом» — во всех этих произведениях видны личные мысли и переживания автора, солидарного с русским народом. Как пример можно привести третью часть из поэмы «По праву памяти», в котором автор выступает против замалчивания преступлений сталинского режима, происходившего в разгар «оттепели»:

Кто прячет прошлое ревниво,
Тот вряд ли с будущим в ладу…

Что нынче счесть большим, что малым —
Как знать, но люди не трава:
Не обратить их всех навалом
В одних непомнящих родства.

Одно из самых многогранных произведений Твардовского – поэма «За далью – даль», в которой поднимается такое большое количество разнообразных тем, что их даже сложно перечислить. Однако через все произведение протягиваются идеи самого Александра Трифоновича – горячая любовь к Родине и память о прошлом собственной страны, без которого нельзя будет построить будущего:

Та память вынесенных мук
Жива, притихшая, в народе,
Как рана, что нет – нет – и вдруг
Заговорит к дурной погоде.

Но, люди, счастье наше в том,
Что счастья мы хотим упорно,
Что на века мы строим дом,
Свой мир живой и рукотворный.

В этой поэме, полной ярких воспоминаний и красочных описаний, выражен весь Александр Твардовский. Он на протяжении всей жизни продолжал любить родные землю и народ. Поэт верил в то, что молодое поколение не забудет ту горечь, что довелось пережить его современникам, и сможет построить светлое, прекрасное социалистическое будущее. Только это интересовало его, и не было ему дела ни до успеха, ни до славы. Твардовский писал и сочинял с душой, и потому до сих пор остается признанным советским классиком.

Творчество – эта наивысшая степень полета души. На протяжении тысячелетий люди рисовали, сочиняли и танцевали для того, чтобы передать свои переживания. Как я уже говорил, в этом и состоит суть творчества. И именно на примере этих поэтов я смог понять, насколько же трудной, но важной является поэзия. Пастернак, Ахматова и Твардовский были разными людьми, которые зачастую писали на совершенно несхожие темы. Но их объединяет одна очень важная вещь – искренность. Они писали о том, о чем думали, и чем хотели поделиться с другими. Им была важна лишь истина, которую они облекали в слова. И потому их произведения до сих пор остаются актуальными и покоряют сердца многих юных мечтателей, которые потом тоже станут на нелегкую стезю поэтического самовыражения.

Добавить комментарий