«Беларусьфильм» ещё жив?
Думаю, многие из нас любят смотреть фильмы и сериалы. При этом большинство жителей нашей страны, как мне кажется, предпочитают смотреть продукцию зарубежного кинопроизводства. Но мало кому известно, что существует и белорусская киноиндустрия.
Моё знакомство с современным белорусским кино началось с просмотра молодёжной драмы «Выше неба» снятой Андреем Курейчиком и Дмитрием Марининым. Фильм рассказываем о молодом музыканте Никите Мицкевиче, который решает подзаработать денег, и сдает кровь. И тут узнает, что он болен СПИДом. Девушка, обеспокоенная собственной судьбой и не желающая, чтобы её жизнь зависела от болезни Никиты, бросает его. Группа, в которой он был лидером, отворачивается от него и хочет идти своим путём. Никите приходится многое переоценить в своей жизни, заново обрести смысл своего существования и понять, что жизнь еще не кончилась.
Фильм был удостоен награды «Снято!» за лучший дебют года от Министерства культуры РФ. Премьеры этой прекрасной картины в Беларуси, к сожалению, не было, но мировая премьера всё же состоялась на кинофестивале «First Time Fest» в Нью-Йорке 4 марта 2013г. Он был включён в программу 12 конкурсных фильмов, отобранных среди почти 400 работ со всего мира.
И это не единственное достижение белорусского кинематографа. Белорусские фильмы завоёвывают награды престижных кинофестивалей мира. Так, например, драма «В тумане» режиссёра Сергея Лозницина, снятая по повести Василия Быкова, на 65-м Каннском кинофестивале в 2012 г., была удостоена специального приза жюри Международной федерации кинопрессы FIPRESCI. Картина Виктора Турова «Через кладбище» вошла в список ЮНЕСКО 100 наиболее значимых фильмов о Великой Отечественной войне.
Кстати, благодаря преобладанию военной тематики, с которой связаны значительные успехи белорусского художественного и документального кино, студию «Беларусьфильм» в шутку стали называть «Партизанфильм».
Киностудия активно сотрудничает со многими кинематографистами различных стран мира. В основном — это совместные проекты с российскими режиссёрами: Никита Михалков, Дмитрий Астрахан, отец и сын Тодоровские, Александр Сокуров.
За годы существования белорусской киноиндустрии были выпущены сотни художественных, тысячи документальных, научно-популярных и учебных фильмов, более 125 анимационных лент.
Белорусский кинематограф богат на потрясающие работы талантливых режиссёров, которые не только сохраняют и продолжают традиции предыдущих поколений, ищут новые пути дальнейшего развития. Помимо талантливых режиссёров у нас есть и замечательные актёры, и прекрасные места для съёмок. Как говорил знаменитый российский режиссёр Валерий Тодоровский:
«Москва сегодня — это город, практически непригодный для съемок. Он становится потихоньку непригодным и для жизни. Начиная от пробок, чудовищной дороговизны на каждом шагу и заканчивая простой невозможностью с кем-либо договориться… Поэтому все чаще киношники куда-то уезжают. Пытаются найти место, где можно хотя бы передвигаться по городу. В этом смысле Минск — город по-прежнему очень удобный для кино. В нём есть очень хорошие натуры, улицы, можно найти почти все. Есть «Беларусьфильм», где можно построить декорации. Есть люди, которых можно взять на работу, профессионалы кино».
Это непередаваемое ощущение, когда при просмотре фильма я вижу улицы, по которым ходила сама, когда герои говорят понятным мне языком, и когда их образ жизни знаком и понятен. Однако, несмотря на все это, многие фильмы нашего производства продолжают быть незамеченными не только за рубежом, но и в нашей стране. Остаётся надеяться, что в будущем для белорусской киноиндустрии наступят лучшие времена.