Айдентика – найти лицо города! 11

Айдентика – найти лицо города!

Последнее время, путешествуя по Европе, я стал замечать в аэропортах на билбордах схематичные символы, которые  в последствии часто встречались в городе. Некоторые показались очень необычными, и  захотелось узнать, что это за схемы. Гуляя по просторам всемирной паутины, я обнаружил, что это так называемые фирменные знаки – «айдентика», разрабатываемая командами  дизайнеров  для разных городов, иногда целых стран. Зацепившись за незнакомое слово, я решил узнать об этом явлении поподробнее.

Айдентика – найти лицо города! 12

Слово «айдентика» образовано от английского «brand  identity». Это так называемый   фирменный  стиль, визуальная составляющая бренда, призванная повысить его узнаваемость. Явление это не новое, но заговорили о нем относительно недавно – в последнее десятилетие. Многие страны задумались, как же им привлечь туристов? И выход был найден – айдентика!

Главным вопросом было найти те черты, которые присущи определенной стране (городу), найти, чем уникально данное место. Это должно было быть четкое послание, ассоциирующееся с конкретным местом. Как оказалось, отличительной чертой может стать что угодно: архитектура, памятники, социальные особенности, национальная еда… 

Айдентика – найти лицо города! 13
Айдентика – найти лицо города! 14

Есть множество способов создания айдентики. Студия «CARRE NOIR», разрабатывая айдентику Парижа, использовала девиз «Fluctuat Nec Mergitur» — «колеблется, но никогда не тонет» и историческую символику города – лодку нефе. А агентство «Grapheine» решили использовать главный ассоциативный символ города – образ Эйфелевой башни. Дизайнеры сосредоточились на простоте и типографике, получив минималистический логотип. Силуэт башни ненавязчиво ложится на букву «А» — элегантное и стильное решение. Именно оно понравилось парижанам и сегодня его можно увидеть на туристических брошюрах, картах, билетах.

Айдентика – найти лицо города! 15

Дизайнеры из агенства «WHITE STUDIO», разрабатывая  айдентику для города Порто в Португалии,  стремились показать, что этот город глобальный, но каждый приезжий может чувствовать себя как дома. Вдохновлялись они эстетикой плитки «азулежу», которой исторически украшали дворцы, церкви, фасады. Было разработано более 20 вариантов иконок, символизирующих город  и людей в нем. Главными идеями дизайна стали: отображение разницы восприятия в иконках, взаимодействие иконок между собой, сочетаемость,  как с новыми, так и старыми районами города и возможность сложить из иконок один большой паттерн. Бренд задуман как открытая система. Проводятся интервью и опросы мнения местных и появляются новые иконки. Сейчас уже более 70 вариантов и процесс не заканчивается.

Айдентика – найти лицо города! 16

Хельсинки, наоборот, устремились к минимализму. Их отличительной чертой стали фирменный шрифт, рамка в виде щита и цветовая палитра, связанная с местной природой и архитектурой. Дизайнеры стремились создать стилистику «вне времени»: она уважает прошлое, но выглядит современно. Надо признать им удалось – айдентика  понравилась и местным и туристам. Теперь этот знак используют все официальные городские учреждения.

Айдентика – найти лицо города! 17

Айдентика Сан-Паулу хорошо подчеркивает его особенности и дух города. Незамысловатый узор, яркие, возбуждающие цвета позволяют создать легко узнаваемый стиль города фестивалей. При поддержке государства, бренд, созданный в 2011 году, жив и по сей день.  

Можно еще долго рассказывать о айдентике различных городов и стран, об их достоинствах. Но важно будет рассказать и о недостатках. Ошибка в логотипе города может привести как к отсутствию положительных ассоциаций, так и появлению негативных, что приведет к падению популярности у туристов. 

Айдентика – найти лицо города! 18

К примеру,  разработанная в 2013 году Маттео Бартоли и Микеле Пастори, айдентика «È BOLOGNA» весьма спорна. Интересна она тем, что это система письменности. В  разноцветных символах угадываются формы городской стилистики: витражи, черепицы крыш, архитектурные элементы, геральдические знаки , средневековые символы. Это своеобразный городской алфавит, за каждым элементом стоит латинская буква. И вы можете как в конструкторе из элементов сложить любое слово. 

Айдентика – найти лицо города! 19

В этом и достоинство айдентики и  ее большой недостаток. С помощью наложения полупрозрачных графических элементов образуется уникальный логотип. Но проблема появляется у любой компании с длинным названием – чем больше мало повторяющихся букв – тем больше шанс превратить логотип в скопление цветных пятен…

Так же, иногда, местным жителям не нравится айдентика, разработанная  дизайнерами. По их мнению, она часто неправильно представляет особенности данного места, не раскрывает всей глубины характера их города.

Айдентика – найти лицо города! 20

Так произошло с айдентикой Минска. В 2014году белорусская команда дизайнеров «FABULA  BRANDING» представила свое видение  логотипа города. Слоган «Nice to Minsk you»  за счет игры слов в русском и английском варианте, получил энергию движения и ассоциации с радостью встречи. Но минимализм этого варианта, увы, не раскрывает ни национальных, ни культурных особенностей нашего прекрасного города.

Айдентика – найти лицо города! 21

Правда, были и другие попытки. Насколько они удачны, покажет время.

Лично я считаю, что айдентика необходима. Она позволяет показать необычность родного города, подчеркнуть его особенности и выделить  из однотипных  мегаполисов… Но ее создание процесс не просто творческий. Тут требуется глубинное знание истории, культуры, национального характера и конечно, важно мнение местных жителей.

Добавить комментарий