5 самых крупных кораблекрушений в истории человечества
1.Титаник
В ночь на 15 апреля 1912 года после столкновения с айсбергом в водах Атлантического океана затонул лайнер «Титаник», на борту которого находились более 2 200 человек.
«Титаник» (Titanic) — крупнейшее пассажирское судно начала XX века, второй из трех пароходов-близнецов, произведенных британской компанией «Уайт Стар Лайн» (White Star Line). До выхода «Титаника» в его первый и последний рейс особо подчеркивалось, что на борту корабля в первом рейсе будут находиться 10 миллионеров, а в его сейфах — золото и драгоценности на сотни миллионов долларов.
14 апреля 1912 года, на пятый день пути, несколько кораблей послали сообщения об айсбергах в в районе маршрута следования корабля. Большую часть дня рация была сломана, и многие сообщения не были замечены радистами, а на другие капитан не обратил должного внимания.
.В 23:39 двое впередсмотрящих заметили айсберг перед лайнером и доложили об этом по телефону на мостик. Самый старший из офицеров Уильям Мэрдок дал команду рулевому: «Лево руля» .
23:40 «Титаник» столкнулся с айсбергом в подводной части судна. Из 16 водонепроницаемых отсеков судна 6 были прорезаны.
В 00:00 15 апреля на капитанский мостик был вызван конструктор «Титаника» Томас Эндрюс для того, чтобы оценить степень серьезности повреждений. После доклада о происшествии и осмотра судна Эндрюс сообщил все присутствующим, что лайнер неизбежно потонет.
Около 02:20 «Титаник» затонул. Число погибших, по различным данным, составило от 1 400 до 1 517 человек. Согласно официальным данным, после катастрофы смогли спастись 60% пассажиров кают первого класса, 44% — кают второго класса, 25% — третьего класса.
2.Cултана
Деревянный колесный пароход «Султана» был построен в 1863 году в Штатах на верфи в Цинциннати, а затонул он спустя всего два года на реке Миссисипи близ Мемфиса. В результате этой катастрофы на воде погибли 1653 человека, спаслись 741 человек. Это кораблекрушение по числу жертв является самой масштабной катастрофой XIX века и по сей день удерживает печальный рекорд по числу жертв на речном транспорте.
27 апреля 1865 года пароход перевозил с юга США освобожденных из плена солдат северян. Около двух часов ночи три из четырех котлов «Султаны» внезапно рванули, и судно тут же загорелось. Пароход длиной 79 метров мог взять на борт до 276 каютных и 400-палубных пассажиров, но в момент катастрофы на нем находилось 2 394 человека — в 3,5 раза больше расчетной нагрузки.
Старший механик «Султаны» Нэйт Уинтрингер, единственный офицер из экипажа корабля, оставшийся в живых, написал в своем рапорте: «Сначала я оцепенел от ужаса. Это был какой-то кошмар. Выскочив наверх, я увидел, что кругом в воде плавают люди. Со всех сторон до меня доносился один и тот же крик: «Погасите огонь!» Пламя все увеличивалось. Кругом царил страшный хаос. Я понял, что огонь заставит меня покинуть палубу. Выломав из окна какой-то каюты деревянную штору, я прыгнул за борт.»
3.Йоола
Страшнейшая катастрофа произошла 26 сентября 2002 года в результате которой погибло, по крайней мере, 1860 пассажиров. Гибель «Le Joola» является ярким примером халатности и нарушения требований. В тот день на борту парома находилось около 2 000 человек, что практически в четыре раза превышало допустимую норму. Точное число пассажиров определить не удалось, так как многие путешествовали без билетов. Судно опрокинулось из-за сильного ветра и заливания воды на палубу. «Le Joola» ушел на дно буквально за пять минут, не оставляя никаких шансов на спасение.
Причинами могли послужить во-первых, паром только вышел из ремонта и левый движок нуждался в обкатке. Во-вторых, борт эксплуатировали за пределами разрешенной зоны, класс судна был предназначен для прибрежного плавания. В-третьих – и, пожалуй, в главных – на момент происшествия из разрешенных 580 человек на борту было около 2 000 пассажиров.
4.Мон Блан
6 декабря 1917 года в порту канадского города Галифакс взорвался французский корабль «Мон Блан», на борту которого находилось 3 000 тонн взрывчатых веществ. Взрыв стал страшнейшей техногенной катастрофой XX века и самым крупным неатомным взрывом в истории человечества. Большая часть города была сметена с лица земли, одномоментно погибли почти 2 000 человек, 9 000 были ранены, 500 навсегда ослепли, 25 000 человек лишились крова.
6 декабря в порт должны были зайти два корабля — норвежский пароход с бельгийским гуманитарным грузом «Имо» (водоизмещение 5 043 тонн) и французское грузовое судно «Мон Блан» (водоизмещение 3 121 тонн). В нарушение всех правил судоходства капитан «Мон Блан» не оповестил портовые власти о грузе на борту и не вывесил на мачту положенный в таких случаях красный флаг («осторожно, взрывчатка»). В трюмах и на палубе корабля находилось в общей сложности 3 000 тонн взрывчатых веществ: 200 тонн динамита, 2 300 тонн пикриновой кислоты, 61 тонна пироксилина и 35 тонн бензила. Легко-воспламеняющийся бензил был складирован в бочках прямо на палубе корабля.
Вход в порт Галифакса достаточно узок и, хотя два корабля могут в нем безопасно разойтись, ни один моряк не рискнул бы проходить его вместе с плавучей бомбой. Но капитан «Имо», как уже говорилось выше, не знал и не подозревал о грузе «Мон Блан». Два корабля столкнулись в самом узком месте пролива. От мощного удара металла о металл в воздух подялся сноп искр, от которых загорелся разлившийся по палубе бензил. Команда «Мон Блан» сразу же после столкновения бросилась вплавь к берегу. Брошенный горящий корабль начал дрейфовать к 6-му пирсу порта Галифакса.
Спустя 20 минут после столкновения корабль «Мон Блан» взорвался. Сила взрыва была такова, что в радиусе 16 км не осталось ни одного целого стекла. Взрыв ощущался в 350 км от Галифакса. Полутонный кусок якоря «Мон Блан» был найден за 4 км от места катастрофы, а одна из стоявших на нем пушек — в 5,5 км у озера Альборо.
5.Донья Пас
Паром «Донья Пас» был построен на японской верфи «Ономити Дзосэн» и спущен на воду в 1963 году. Длина судна составляла 93 метра, оно было рассчитано на 1 518 пассажиров.
В 1979 году на пароме на пути из Манилы в Себу вспыхнул пожар. Хотя все 1164 пассажира и члена экипажа были спасены, судно было сильно повреждено и требовало ремонта.
20 декабря 1987 года паром следовал по маршруту Манила-Катбалоган-Таклобан и обратно, по которому ходил два раза в неделю. Рано утром «Донья Пас» отплыла из Таклобана в сторону Катбалогана. Ближе к ночи, около 22:30 по местному времени, паром проходил по проливу Таблас рядом с филиппинским островом Мариндуке. Погода стояла ясная, но море было неспокойно.
Когда большинство пассажиров уже спали, «Донья Пас» столкнулась с танкером «Вектор», который направлялся из Батаана в Масбат. На его борту находилось 1050 куб. м. бензина и других нефтепродуктов, при столкновении произошло их разлитие. Вспыхнул пожар
На борту, по заявлениям владевшей паромом компании Sulpicio Lines, находилось 1 553 человека – 1493 пассажира и 60 членов экипажа. Однако реальная цифра оказалась намного выше. Анонимные источники компании сообщили, что на борту судна находились неучтенные в официальных списках пассажиры, которые приобрели дополнительные билеты по сниженной цене. Кроме того, многие пассажиры ехали с детьми, не оформив на них отдельные билеты.
Всего трагедия унесла жизни 4 386 человек, став крупнейшей морской катастрофой в мирное время.