Слоны и кофе: лекция Петера Соммерштейна в Институте журналистики

Юлия Дубовская

Институт журналистики БГУ

5 ноября в Институте журналистики БГУ состоялась лекция известного шведского журналиста и медиа-консультанта, представителя одного из крупнейших европейских холдингов Mediamentorerna и владельца своей собственной компании по менеджменту и консалтингу СМИ — Петера Соммерштейна.

Петер не первый раз приезжает в Беларусь, и не первый раз он приезжает именно на журфак с лекциями и практическими тренингами на тему «Креативные подходы в качественной журналистике». Стоит отметить, что подобный опыт не является открытием: на протяжении многих лет БГУ сотрудничает с Медиаинститутом FOJO, «ведущим центром развития СМИ для профессиональных журналистов», в рамках которого организуются студенческие поездки в Швецию для посещения лекций и специализированных семинаров, освоения новых методик и техник в развивающемся медиапространстве, по обмену опытом, знаниями и непосредственному применению всего этого на практике.

Каждый год группа из двадцати лучших студентов института отправляется на Скандинавский полуостров, чтобы не только увидеть и услышать нечто новое о своей будущей профессии, но и, прежде всего, повысить уровень своей журналистской компетентности, а в будущем поделиться впечатлениями с белорусскими коллегами, применить передовые подходы запада в правильной организации работы.

На открытую лекцию Петера мог придти любой желающий: от представителей аудиовизуальных, печатных и веб-СМИ до преподавателей и просто тех, кто лично знаком со шведским журналистом. Надо ли говорить, что зал был полон. На встречу с Соммерштейном пришли даже выпускники журфака и студенты старших курсов, уже участвовавшие в программе FOJO: «Такое забыть невозможно! Для нас Петер не только профессионал, но и близкий друг».

И, действительно, с первых же минут Петер расположил всех к себе… коробочкой имбирного печенья! Как оказалось, он заранее решил привезти нам кусочек Рождества, так сказать «из Швеции с любовью».  Однако это было только начало.

С лекцией о «Креативных подходах в качественной журналистике» Петер выступает уже много лет, но, признаётся, что никогда нельзя предсказать, что будет на ней происходить, как поведут себя слушатели, какие вопросы будут задаваться, как воспримется материал. Одно он знает наверняка: «Нужно создать атмосферу. И не только печеньем!» 😉

За короткое время, отведённое для большого объёма информации, Петер успел рассказать о самых разнообразных методах организации правильной работы журналиста, хотя, как мне кажется, многие из них вполне применимы как в профессиональной, так и в бытовой деятельности. К примеру, «Слон», суть которого заключается в тезисе «не ешьте всего слона за раз», то есть не хватайтесь за работу целиком, а выполняйте её постепенно, шаг за шагом, увеличивая «порции». Или подход «один к пяти»: «одна минута подготовки повысит эффективность вашей работы в пять раз» или, иначе говоря, подарит лишних пять минут отдыха в будущем. Итог: хорошая подготовка значительно экономит время.

Более специфическими были такие концепции, как «Коробка», когда помимо общественных, правовых и этических норм, человек создаёт свои личные границы (самоцензура), за рамки которых ему тяжело выйти, а это, в свою очередь, ограничивает поток креативной энергии, энтузиазма,  вдохновения. Вывод напрашивается сам собой — не бойтесь иногда выходить за рамки,»вылезайте из коробки».

Но самым запоминающимся стал подход «Воронка», или по-другому «Чашка кофе» (хотя тут всё зависит от личных предпочтений; средний швед, по статистике, выпивает 11 чашек кофе в день, видимо, поэтому Петер выбрал именно такую метафору). Собственно кофе и есть цель, главный продукт. В нашем случае — материал или статья. Главный смысл этого подхода заключается в распределении и организации своей работы в три этапа, образующих эту самую «воронку».

Итак:  Этап первый. Самый объёмный. Здесь мы ищем и придумываем новые идеи, всё, что придёт в голову, и неважно какими путями. Петер советует приём «brainstorming’а», при котором мы генерируем новые мысли абсолютно из любой сферы жизни, любой тематики или даже предмета. Можно использовать «карту памяти» — всем знакомое «солнышко» идей, когда от одной темы вы ветвите «лучи»-подтемы.

На этом этапе вас никто не ограничивает, а главным является просто производство идей.

Этап второй. Фокусировка или выбор идеи. То есть выделение из всего того, что было придумано, той самой мысли, которая вам лично нравится больше всего. На этом этапе нужно спокойно оценить идею, посмотреть на неё с точки зрения реальности/выполнимости и спросить себя: а это важно? Конечная цель этого этапа — именно отделение лучшей идеи от всех остальных, её обдумывание, углубление и концентрация.

Этап третий. Креативный. Непосредственное «облагораживание» идеи, доведение её до совершенства. Этот этап хоть и последний, однако именно он является самым ключевым и ответственным из всех трёх. Здесь вы должны задуматься над тем, что убрать или оставить, как подать идею, кому она будет интересна, как вы собираетесь искать/подтверждать факты и так далее. Вопросов, кстати, может быть очень много. Но если вы добросовестно подойдёте к выполнению задания и если каждый из этих этапов будет успешно пройден, то не сомневайтесь — в конце вас будет ждать самая лучшая чашка кофе.

По окончанию лекции, на Петера посыпался шквал вопросов, причём не только профессионального характера. В целом, обстановка была очень дружеской и тёплой — видимо, рождественское печенье, и правда, привносит частичку праздника. Заканчивая своё выступление, шведский журналист поблагодарил такую активную публику, сказал, что Беларусь не перестаёт его приятно радовать и удивлять, что каждый из участников, он надеется, запомнил хотя бы один из подходов, который, взяв на вооружение, затем успешно применит на практике. И добавил: «Не забудьте, что на пути к большой, нужно сделать перерыв и на несколько маленьких чашечек кофе».

Оставить свой комментарий

Вы должны авторизоваться чтобы оставить комментарий.

Studlive.by © 2018 Все права защищены

Неофициальный сайт студентов Института журналистики БГУ

Хостинг предоставлен компанией hoster.by