Сколько получают за час журналисты

Настя Жухарева

Институт журналистики БГУ

720 евро за статью

На этой неделе журфак посетила гостья из Швеции. Встреча прошла в форме лекции. Софи Хейне работает журналистом-фрилансером около 20 лет, при этом не только в Швеции, но и на Ближнем Востоке, в лихие 90-е несколько лет жила и работала журналистом в России (1991-1994гг.).

Что такое журналист-фрилансер?

Встреча проходила в форме диалога. Вопросы за столом сыпались нескончаемо, ведь понять и увидеть, в чем так привлекательна работа журналиста-фрилансера можно не сразу. Чем журналист-фрилансер отличается от журналиста, работающего в штате? Каков статус этой профессии? Как опыт работы передается шведским студентам? Сколько зарабатывает фрилансер?

София Хейне в Минске

Софи Хейне ответила на все вопросы, подробно рассказывая о своей работе и своем опыте в журналистике.

Какие преимущества имеет фрилансер? Конечно, он независим от редактора, свободен в своих действиях, журналистика может быть для него просто хобби, свободный сюжет, свобода в выборе тем и интерпретации информации, которая предоставляется читателям. Важно правильно себя организовать и контролировать, журналисты с горящими глазами, полные свежих и интересных идей, точно не сидят на месте и сами предлагают свои материалы редакторам..

Интересно, что фрилансером становится либо тот, кто очень молод и не может найти себе место в штате какой-нибудь редакции, либо тот, кто уже прошел огонь и медные трубы, достигнув мастерства, таким образом, пустился в свободное плавание.

Чем же все-таки обычный журналист отличается от журналиста-фрилансера?

Работа  стоит на 2 китах. Первый – это собственно журналистика, второй – предпринимательская деятельность, бизнес.

В Швеции так работать может кто угодно, необязательно иметь журналистское образование. Но если вы хотите быть членом Союза журналистов Швеции, вы должны иметь журналистское образование, быть в штате редакции, работать в СМИ. Важным условием и критерием, по которому принимают журналиста-фрилансера — это определенное количество денег, которые журналист должен зарабатывать.  Пропорционально большая часть от деятельности должна принадлежать работе в СМИ (не менее 900 евро) .

У журналиста-фрилансера есть пресс-карта, что приравнивается журналистскому удостоверению, по ней можно бесплатно ходить в музеи. Так как бизнес играет важную роль в работе фрилансера, обязательным является регистрация фирмы,  То есть журналист продает свои материалы, официальным представительством является фирма. Софи Хейне, например, платит достаточно большие налоги. Подоходный налог составляет аж 32% плюс социальные исчисления, в итоге на все эти налоги уходит около  75% дохода фирмы.

Как относятся журналисты из штата к фрилансерам?

Профессия фрилансера принята в журналистике. Есть свои секции в Союзе журналистов Швеции и отдельные клубы, которые принимают определенные правила и рекомендации по работе и оплате труда фрилансеров. Важно отметить, что 90 % журналистов Швеции – члены Союза журналистов. По рекомендациям Союза журналистов за час работы фрилансер должен получить 720 евро. Если раньше гонорары получали за количество знаков, все старались писать огромные тексты, то теперь этой системы не существует. 720 евро – это сумма, от которой нужно отталкиваться на переговорах с редактором. У журналиста есть право на первое слово, но всё-таки последнее слово за главным редактором. Редакторы прибегают к помощи фрилансеров по разным причинам. У штатников может не быть времени или нет в редакции сотрудника, который качественно осветил эту тему. Обычно фрилансеры имеют много энергии, силы и драйва. Это важно в работе журналиста.

Каков статус и самоощущение журналиста-фрилансера. Журналиста-штатники относятся к фрилансерам, как к своим коллегам. Существующая конкуренция не является основополагающей.

Почему работа фрилансера так распространена? Интерес  в сотрудничестве есть с обеих сторон. Для редактора – дополнительный ресурс, для фрилансера – заработать хорошие деньги, продав ХОРОШИЙ материал.

Как обучают фрилансеров в Швеции

На журфаке целый семестр посвящен этой теме В процессе обучении я реализовываются два главных направления: креатив, свои идее и сам процесс РЕАЛИЗАЦИИ материала. Студентов учат себя продавать, учат, кому писать, кому звонить и как ЭТО ДЕЛАТЬ. На протяжении семестра нужно выполнить задание, состоящее из трех идей, которые нужно реализовать в трех разных СМИ. Распространены также ролевые игры. Преподаватели выступают в качестве редактора, которому нужно продать материал. Обучаясь таким образом, можно избежать сложностей  на практике. Каждый студент должен изучить рынок СМИ, сколько СМИ, о чем пишу. Это всё бизнес. Сначала студенты бояться, но потом они всё-таки не тонут, а учатся держаться на плаву.

Оставить свой комментарий

Вы должны авторизоваться чтобы оставить комментарий.

Studlive.by © 2018 Все права защищены

Неофициальный сайт студентов Института журналистики БГУ

Хостинг предоставлен компанией hoster.by