Очная ставка с «заочкой»

Анастасия Чуракова

Институт журналистики БГУ

Нередко среди объявлений о вакансиях можно увидеть следующее: «Требуется молодой специалист с опытом работы». Парадокс? Отнюдь. Такое возможно, если образование было получено заочно, а студент времени не терял, приобретая необходимый стаж. Однако обучение на заочном отделении обросло предрассудками. Многие считают, что заочная форма получения образования не даёт необходимого багажа знаний. Но откуда же тогда взяться стажу? Что важнее в становлении молодого специалиста: практические навыки, заработанные потом и кровью «у станка», или теоретические знания, полученные на долгих часах лекционных занятий? На эти вопросы постараемся ответить в этой статье.

Согласно данным Белстата в 2015-2016 учебном году выпущено 39,1 тысяч студентов с дневной и 38,7 с заочной формы получения образования. Причём в государственных ВУЗах предпочтение отдаётся дневному отделению: 37 тыс. против 31,2 тыс. Тогда как в частных учреждениях высшего образования «заочников» выпустили в три раза больше: 2,1 тыс. против 7,5 тыс.

Дипломы очника и заочника «на одно лицо». Только заочная форма, как правило, дольше на год, и лишь путём математических вычислений работодатель может понять, на каком отделении учился соискатель.

Так что же привлекает молодёжь в дневной форме получения образования?

Большое влияние на выбор абитуриентов оказывает сложившийся стереотип. Поступать на очное отделение на постсоветском пространстве как-то принято, и многие задумываются о заочке лишь не пройдя по конкурсу на дневное. Но так ли это актуально в современных условиях, когда работодатель всё больше внимания обращает именно на стаж? Может сегодня выгодно и актуально обучаться заочно?

Игорь Тур. БГУ Институт журналистики. Дневное отделение. Журналист телеканала ОНТ

Мне кажется, это как раз та ситуация, в которой нельзя делить массив на черное и белое. Академические дисциплины, такие как, к примеру, прикладная математика или юриспруденция, требуют изучения объемного материала, и заочное обучение в этом случае вряд ли сгодится для 9 из 10 студентов. А та же журналистика – это дисциплина творческая и гибкая. Такую профессию постичь за 5-летний курс невозможно, потому что за это время тенденции могут несколько раз смениться, а система образования априори не гибкая. Так что журналистам лучше выбирать заочную форму для понимания основ – основные знания и навыки они приобретут только на практике.

Для многих поступающих решающим фактором становится стоимость и наличие бюджетной формы обучения. Отучиться на «заочке» за счёт средств бюджета возможно лишь на считанных специальностях, и лишь при условии работы по профессии. «Очка» намного лояльнее в этом отношении – бюджетные места есть практически на каждой специальности.Однако платное обучение намного экономнее на заочном отделении (стоимость сокращается в два-три раза). Кроме того, появляется возможность оплатить обучение самостоятельно, не залезая в родительский карман. Ведь работающий студент-очник – явление из ряда вон выходящее. Занятия на дневном отделении длятся до 16.00, а то и дольше, и найти работу, не причиняющую ущерба занятиям,довольно трудно.

Немаловажным является и тот фактор, что конкурс и, следовательно, проходные баллы на «заочке», как правило, ниже, что не может не привлекать абитуриентов, по тем или иным причинам «провалившимся» на ЦТ.

Так для кого же всё-таки подходит заочная форма обучения?

Юлия Малиновская, МГЛУ, выпуск 2008 года, дневное отделение. Редактор новостей на ТВ.

С моей точки зрения, на «старших» курсах (и не только, в принципе) у нас в университете было слишком много теоретических предметов, которые, как показали дальнейшая жизнь и работа по специальности, нисколько мне и моим друзьям-однокурсникам не пригодились. Не знаю, как сегодня обстоит дело с этим у студентов… Думаю, было бы лучше, если бы активная практика по специальности у нас началась самое позднее – с третьего курса. Что же касается заочной формы обучения, то, я считаю, что она в полной мере не дает того объема знаний, как очная, и очень хороша для тех, кто уже работает по определенной специальности и кому необходим диплом. В данном случае заочнику нужно очень много материала перерабатывать и адаптировать для себя самому. А в целом… Если человек хочет получить знания и освоить какую-либо профессию, то он своего добьется и будет «зубрить», не важно, будет ли он учиться очно или заочно.

Ещё одним «за» для заочной формы становится возможность обучаться на протяжении всей жизни. Особенно актуальным это становится для желающих получить второе и более высшее образование.Тут на одной ступеньке с заочным становится дистанционное обучение, которое, согласно Кодекса об образовании Республики Беларусь, является видом заочного обучения.

Аксана Чарнякевiч, дацэнт кафедры літаратурна-мастацкай крытыкі, кандыдат філалагічных навук, дацэнт па спецыяльнасці “Літаратуразнаўства”

Я за навучанне на працягу ўсяго жыцця і ў любым узросце. І ў любой мясцовасці. Таму я не за дзённае ці завочнае навучанне, а за дыстанцыйнае, калі чалавек можа вучыцца ў сваім тэмпе незалежна, напрыклад, ад месца жыхарства ці наяўнасці дзяцей. Галоўнае – каб быў інтэрнэт і жаданне вучыцца.

Как говорил Николай Маруда, консультант управления высшего образования Министерства образования Республики Беларусь, в одном из своих интервью – на 2014 год на дистанционной форме в Беларуси обучали около 10-12 ВУЗов. На первом месте БНТУ – выпускниками стали более 1 тыс. человек, обучается около тысячи; БГУИР – 600 человек учится, 172 человека выпустилось.

Масштабы пока не так велики, но тенденция существует, а значит дистанционное образование, более популярное в Европе, имеет шансы на успех и у нас.

Самой романтичной, пожалуй, среди названных студентами причин является дух студенческой жизни, витающий среди «дневников». Тут тебе и конкурсы красоты, и КВН, и просто несколько прогулянных с одногруппниками пар.

Татьяна Матусевич. БГУ Институт журналистики. Студентка 4-ого курса заочного отделения.

На журфак поступила в 2011 году на дневное, с упитанной папкой публикаций и приблизительными представлениями, чего же хочу от высшего образования. После первой сессии поняла, что что-то для меня не работает.Второй курс и начало третьего — сплошной туман. Предметы вспоминаю только при помощи зачетки. Почему? Нашла себя в профессии. Другой, не второй древнейшей. Год «академки» – и я снова на журфаке. Сейчас подходит к концу моя 4 сессия на заочке.

Где лучше учиться? Там, где нас нет 🙂 А если честно – каждому свое. Иногда мне не хватает духа дневников – сплоченности, горящих за месяц до экзаменов нервов. Но с другой стороны, я счастлива своим выбором. Уход с дневного помог принять мне многие важные решения и расставить приоритеты.

Таким образом, заочное образование становится актуальным для людей целеустремлённых и самоорганизованных, которые смогут восполнить нехватку лекционных часов самообразованием. Для работающих по профессии, а также для представителей гибких и динамичных специальностей, имеющих тенденцию к постоянным изменениям. «Заочка» приоритетна и для тех, кто получает второе и более высшее образование.

По мнению многих выпускников дневное образование далеко от совершенства, и не даёт достаточного объёма практических навыков, при явном переборе с часами теории. Возможно со вступлением Беларуси в 2015 году в болонскую систему образования ситуация изменилась в лучшую сторону. Об этом можно будет судить лишь когда выпускники, которые получат дипломы европейского образца, пройдут «полевые испытания».

Оставить свой комментарий

Вы должны авторизоваться чтобы оставить комментарий.

Студент онлайн © 2017 Все права защищены

Неофициальный сайт студентов Института журналистики БГУ