Массовому читателю о не массовом искусстве: как студенты 1 курса выпустили свой глянцевый журнал

Алеся Мешкуть

Институт журналистики БГУ

Недавно ко мне в руки попал журнал «Искусственный» – и своим дизайном покорил меня. Глянцевый, стильный и при этом весьма минималистический – всё, что нужно современному читателю, предпочитающему яркой сенсационной бульварной прессе качественные и сильные по контенту издания. Как оказалось, этот журнал выпустили студенты 1 курса Института журналистики БГУ (специальность – «Литературная работа»). Студлайф встретился с главным редактором издания – Яной Мусвидас, и побеседовал о журнале, искусстве и массовом читателе.

Журнал "Искусственный"

– Начнем с истоков – как возникла идея создать журнал?

– Создавать журнал мы начали в рамках дисциплины «Выпуск учебной газеты». И сразу загорелись идеей. Тему выбрали достаточно легко – в силу нашей специальности нас интересует в первую очередь искусство и культура. В процессе решили, что хотим создать не газету, а именно журнал.

– Сейчас активно развиваются интернет-СМИ, почему выбрали печатное издание, а не создали, например, интернет-журнал?

– Для нас очень важны наглядность и тактильность. Мы в большинстве своем консерваторы в вопросах электронных СМИ. У нас глянцевое издание, нам важно качество бумаги, фотографий. Конечно, позже журнал появится и в электронном виде, также сейчас в разработке сайт. Но это вторично и будет появляться позже основной, печатной версии.

– Почему «Искусственный»? Это от слова искусство?

– Работали над журналом 22 человека – конечно, мы долго выбирали название, долго спорили. Потом кому-то пришло в голову «Искусственный». Это как бы обратная сторона искусства. И, безусловно, игра слов. По рубрикам мы тоже продолжаем эту концепцию. Например, одна рубрика называется «Двуличности», все авторы представлены в их альтернативных изображениях.

Рубрика "Двуличности"

– Названия рубрик у вас действительно любопытные. Кто работал над рубрикацией?

– У нас был мозговой штурм, записывали все варианты, которые были. Потом выбрали лучшее – впрочем, выбирали так же, как и название журнала. А для рубрик «Проза» и «Поэзия» мы не смогли придумать ничего интересного, поэтому решили – пусть оно так и останется.

– А как обдумывали вёрстку, стиль? Может, вы взяли какое-то издание за пример?

– С дизайном нам помогала знакомая, она учится в ЕГУ на дизайнера. Мы сами еще верстку не проходили, поэтому пришлось обратиться за помощью. Зрительно мы понимали, что хотим больше свободного места, фотографии на разворот… Так и получилось. А вдохновители у нас у каждого свои. Я, например, уже много лет читаю журнал Vogue. Многим нравится «Большой», наш белорусский журнал. В создании нашего журнала каждый просто пытался внести свою лепту, свою деталь.

– В течение какого времени создавался первый номер «Искусственного»?

– Мы собрали все материалы к Новому году. И затем началась работа по верстке и созданию. По итогу получилось около 6 месяцев.

– С какими трудностями столкнулись? Всё же вы пока только на первом курсе, достаточно ли было опыта?

– Опыта было недостаточно, и мы это почувствовали. Во многих вопросах мы пока не разбираемся – та же верстка, например. Были и трудности жанровые, поэтому мы не на 100% довольны получившимся контентом, который мы предоставили читателю. Но самая большая трудность была в том, чтобы скоординировать 22 человека. У каждого есть своя идея, а выбрать одну сторону не получается. И мне как главному редактору часто приходилось решать все самой, и многие обижались. Но это рабочий процесс.

– Спорным у вас оказался и вопрос о языках. Расскажите, почему решили сделать журнал двуязычным?

– Я считаю, что язык должен быть один. Однако у нас в стране два государственных языка и много двуязычных СМИ. У нас тоже многие авторы были за двуязычие, поэтому остановились на таком варианте.

– А как выбирали главного редактора?

– У нас было пять кандидатов, которые представили свои проекты. Проект включал концепцию журнала, расписанную от и до. Мы защитили свои планы и идеи – и ребята выбрали меня и мою концепцию.

– В «Листе редактора» вы написали, что журнал будет рассказывать про не массовое искусство массовому читателю. Какой смысл вы вкладываете в понятие слова «массовый»?

– Когда мы выбирали концепцию журнала, мы спорили между массовым и элитарным искусством. В итоге выбрали что-то промежуточное. Я не скажу, что то, о чем мы пишем, – это элитарная культура. Скорее это вещи, понятные и доступные многим, но эти вещи еще многие не увидели. Поэтому мы старались показать то, что конкретно интересно самому автору. Это уровень массовой культуры, которая еще не попала в массы. Получается что-то промежуточное.

лист редактора

– А нужно ли в принципе массовому человеку искусство, будь оно массовое или не массовое? Будет ли ему это интересно?

– Да, если это будет написано доступным языком и написано интересно. Некоторые наши ресурсы, пропагандирующие массовое искусство, считают, что его читатель (или зритель) примитивен. За счет этого примитивизма они свою же массовую культуру опускают еще ниже. Поэтому я считаю, что массовая культура может быть чем-то чуть-чуть большим, она может восприниматься на другом уровне.

– Как создавался контент, начинка вашего издания?

– Когда мы выбрали общую идею и тему искусства, каждый из нашей группы написал текст. Конечно, были проблемы и с плагиатом, но это были единичные случаи, которые мы быстро исправляли. Мы изначально заверили все темы, поэтому материалы получились подходящие.

– Чьей идеей было создать фотопроект, который является одним из самых центральных материалов журнала?

– Идея была общей, а фотографом была Мария Елисеева. На страницах журнала наши герои предстали в образах сказочных персонажей, которых они выбирали сами. Главным для нас было показать, как видят этот образ они сами.  Поэтому иногда не все образы узнаваемы – но это видение самих авторов.

Фотопроект

– Фотографии на разворот, качественная бумага – всё это требует больших затрат. Где вы брали финансы?

– Нам активно помогали знакомые – и в создании контента, и в выпуске издания. Напечатать журнал нам помог человек со стороны, наш друг. Тираж издания маленький – всего 50 штук. Я думаю, что если команда молодых людей горит какой-то идеей, то они всегда найдут и нужных людей, и деньги.

– Каковы были ваши чувства, как главного редактора, когда вы впервые взяли в руки по-настоящему свое издание?

– За полгода создания мы даже потеряли немного свой первоначальный запал. Но когда я увидела то, что получилось, – я была в восторге! Даже PDF файл не выглядит так, как все это выглядит вживую… Я ощущаю, что журнал – это чуть ли не мое детище, потому что он выстрадан, вымучен. И вдвойне  приятно, когда получается то, что ты хотел.

– Вы создали аккаунт журнала в социальной сети Instagram. Для каких целей? Продвижение?

– Наша дисциплина «Выпуск учебной газеты» включает в себя разные аспекты создания СМИ. Не только сделать журнал, но и продвигать его через Интернет. Поэтому мы создали страничку в Instagram. Сейчас мы активно и серьезно его ведем – пока журнала нет в массах, важно рассказывать что к чему. А кто заинтересовался журналом, потом сможет ознакомиться с ним в электронном виде.

– В будущем планируете выпускаться большим тиражом?

– Пока у нас в планах выпускаться небольшим тиражом, но распространяться в разных публичных местах, например, в каких-нибудь кофейнях. Но это еще в проекте разработки. Сейчас те же кофейни часто открывают такие же студенты, поэтому и хочется сделать это общим студенческим делом.

– И когда же нам ждать следующий номер?

Надеемся, что в течение двух-трех месяцев мы продумаем четкую концепцию нового номера. И еще надо решить насчет периодичности – пока в планах выпускать журнал раз в три месяца. Постараемся узнать, как это привязать юридически. И надо искать источники финансирования, так как университетская типография не может предоставить нам возможности печатать глянцевое издание.

– И подводя итог, хотелось бы спросить: ваш первый блин получился не комом?

– Конечно, я не хочу акцентировать внимание на наших ошибках (Улыбается). Мы, конечно, сами о них знаем и учтем в следующий раз. Но надеемся, что они не так бросились в глаза читателю, как бросились нам.

Фото из аккаунта журнала в Instagram: instagram.com/iskusstvennyy

Оставить свой комментарий

Вы должны авторизоваться чтобы оставить комментарий.

Studlive.by © 2018 Все права защищены

Неофициальный сайт студентов Института журналистики БГУ

Хостинг предоставлен компанией hoster.by