Креатив по-шведски или никогда не ешьте слона целиком!

Полина Грицкевич

Институт Журналистики БГУ

Мы сидели в аудитории и ожидали очередного зарубежного гостя. «Там кто-то из Швеции приехал!» — говорили те, кто еще не нашел себе место за партой. Студенты обсуждали возможность отлинять от занятий, и гадали: о чем пойдет речь на сегодняшней лекции. Журфак охотно принял на себя обязанности – собрать как можно больше народу в университетском кабинете.  Помещение все наполнялось людьми, и я не скоро обнаружила, что пришел главный гость – Петер Соммерштейн. Почему не скоро? Просто сегодняшний визитер практически не отличался от нас. Обычная рубашка, джинсы… Может быть поэтому аудитория и чувствовала себя более раскрепощенно в общении с ним.

Наверное, в числе первых людей, заметивших его присутствие, были те, кому посчастливилось посетить Швецию в прошлом году. Петер приветливо обнимал скопившихся в очереди знакомых ему студентов. Я увидела, что он привез с собой красивую металлическую коробочку, содержимое которой пока оставалось для меня загадкой.

Затеялась небольшая подготовка к лекции. Кто-то разбирался с аппаратурой, Петер отрывал огромные листы формата А2 и крепил их на доску, чтобы потом наглядно объяснить нам свою концепцию…

В начале выступления Петер передал по аудитории ту самую коробочку. Оказывается, то, что было предложено нам – «что-то очень шведское». Лектор объяснил: передав коробку он противоречил своим принципам: привез Рождество заранее. Это были ароматные печенья с пряным запахом корицы.  Я думаю, что его жест способствовал раскрепощению публики к вопросам, на которые он выделил всего 3 минуты.

Началась основная часть лекции. Петер пояснил нам концепцию «1-5». Надолго мне запомнится его фраза: «Не ешьте слона за раз, ешьте его по маленьким кусочкам». А смысл этой фразы мною понимается так: не пытайтесь объять необъятное! Все равно ничего хорошего из этого не выйдет.

Главным предметом лекции и практических занятий, на которые мне посчастливилось попасть, была так называемая «Воронка» или «Tratten» по-шведски. «Воронка» – отправной пункт к результату (продукту), который вам нужно получить. Кстати, именно она помогла написать этот материал. Суть – направить свои действия таким образом, благодаря которому получится 99,9% качественный продукт. А для того чтобы этот продукт действительно получился достойным, нужно вложить в него определенное количество сил. Петер считает, чем больше человек сможет вложить сил в работу, тем более креативной она получится (это касается журналистики).

Он недоумевает: люди не прикладывают достаточно усилий для достижения цели (то бишь материала), потому что они ставят перед собой необъятную задачу. А ведь можно было бы уже получать удовольствие от проделанной работы.

Далее мы «переехали» на практические занятия. На них пошла небольшая группка людей. Именно из-за того, что количество народа было невелико, получилась такая уютная компания. Лекция превратилась в семинар, и мы погрузились с головой в работу. Мы обсуждали, спорили, писали, мыслили, работали в команде. А главное – закрепляли полученные знания.

На практических занятиях мы глубже изучили понятие «Воронка». Она состояла из трех этапов:

  • Формирование идей;
  • Фокусировка на одной идее;

Можно разделить одну идею на несколько подпунктов и найти в ней «корень» — то, что другие журналисты, возможно, еще не обсуждали.

  • Креатив и облагораживание этой самой идеи, написание материала.

Поподробней можно остановится на первом этапе. Вот несколько способов образования идей для материалов:

— «100 идей»: обычный рандом, который первоначально пришел в голову;

— Выявление самых популярных тем для материалов;

— «Японец»: как это ни банально звучит – Интернет;

— Социальные сети;

Для первого этапа лектор рекомендует использовать все эти методы в команде. Мозговой штурм намного быстрее получается при коллективной работе. Мне понравилась история Петера о том, как его знакомая редактор вывешивала обыкновенную веревку для сушки белья и крепила там свои идеи. Каждый мог оставлять там записочки для других. Если у сотрудника не было соображений по поводу следующего материала, то он подходил и брал одну из записок.

Второй этап – фокусировка. Теперь из всего месива идей нужно выбрать ту, на которую будет приятнее писать именно тебе. Но и такую тему, которая была бы интересна твоему потенциальному читателю. Также эту самую тему можно расширить в несколько раз. Подбираясь к сути проблемы, можно потратить уйму времени. Поэтому необходимо фокусироваться именно на теме будущей публикации. Можно использовать так называемую «Mind Map» – метод структурирования подпунктов в вашей теме. А для того, чтобы копнуть глубже нужно использовать факты, интервью экспертов и т.д.

Заключительный этап – это креатив. Здесь журналист должен здраво оценить уже составленный материал. Петер всегда за командную работу, и я здесь с ним соглашусь. Лучше дать прочитать текст коллегам, друзьям. Они могут заметить то, что вы и не заметили бы.

Напоследок Петер Соммерштейн решил проверить полученные нами знания. Лектор поделил нас на так называемые маленькие редакции, которые должны были решить важную проблему – написать материал за короткое время (такое бывает, когда для разворота газеты не хватает одного материала). Редакция, в которую я была включена, разбирала тему «Студенческая Жизнь». Мы взялись за эту тему очень ответственно, да так, что забыли нарисовать макет. Но, несмотря на это, Петер сформулировал для нас понятные истины, которые я использую для преодоления препятствий на пути к моей цели (да, эти методы можно использовать не только в журналистике). Петер преподнес нам форму, в которую мы будем вкладывать информацию. Я уверена, что эти знания не останутся просто на складе долговременной памяти, так как  уже после лекций я могу намного эффективнее справиться с задачами, которые я поставила перед собой. Надеюсь, что мой материал будет полезным и вам.

Фотограф: Марина Симонова.

Оставить свой комментарий

Вы должны авторизоваться чтобы оставить комментарий.

Studlive.by © 2018 Все права защищены

Неофициальный сайт студентов Института журналистики БГУ

Хостинг предоставлен компанией hoster.by