Качественная журналистика. Коуч-тренинг Петера Соммерштейна

Ольга Северина

Институт журналистики БГУ

Шведский медиа-консультант Петер Соммерштейн на прошлой неделе провел лекции и тренинги для студентов и преподавателей Института журналистики БГУ. Петер владелец собственной консалтинговой компании, которая работает с медиа-менеджерами и владельцами СМИ. Однако название комплексной программы «Креативные подходы в качественной журналистике» сложно назвать узкоспециальным журналистским знанием. Именно это и отметили студенты после коуч-тренинга.

SAMSUNG CSC

Чтобы конечный медиа-продукт получился качественным, Петер посоветовал схематично представить весь процесс подготовки материала в виде воронки из трёх частей. На первом этапе каждый участник мог предложить свою тему для разработки. Тематический десяток оказался разноплановым, сложным. Предстояло работать над такими вопросами: пробки, неорганическая продукция, отток туристов, кинофестиваль «Лістапад», тюрьма, студенческая жизнь. Тренер разделил участников на группы и дал каждой одну из предложенных тем. То есть, можно было со стороны посмотреть, как разработала твою собственную тему другая команда во время брэйн-сторминга. На следующем этапе мозгового штурма каждая команда выделила двадцать подтем. Ценность задания в том, чтобы назвать какой-то аспект максимально коротко, точно и конкретно за малое время. Нашей группе досталась тема туризма и его оттока из страны. Мы решили, что в ней можно осветить гастротуризм, городскую инфраструктуру для иностранцев, природные достопримечательности, магический и легендарный шлейф страны, медицинский, спортивный и секстуризм, неизведанные места. После представления темников участники сошлись во мнении, что одному составить такой спектр удалось бы с трудом. Поэтому иногда будет полезным пользоваться принципом «позвони кому-то» для поиска важной и неисследованной темы.

Перед следующим элементом задания, Петер рассказал о методе «Торт-поезд». Его можно рассмотреть на примере командировки за сбором информации для материала. Предположим, что вам нужно написать о типичной школе в одном из белорусских городов, давайте выберем Брест. Сядьте в поезд, позвоните коллегам и скажите «Я еду в Брест!». Это поможет в разработке вопроса, а также они не станут обсуждать с вами другие рабочие моменты. Ведь вы едете в Брест, у вас дело. Уже на месте, возле кафе на одной из центральных улиц, вам встречается обычный школьник на велосипеде, который за пару пирожных или хот-дог покажет репортеру «свой» город, расскажет историю жизни родителей и отведёт в школу. Уже в школе познакомит вас с уникальным преподавателем, сложным во всех отношениях одноклассником и проведёт на кухню столовой. Информационные пласты сложатся в «торт», который в готовом тексте будет представлять определённый срез положения вещей. Приблизительно в такой манере Петер объяснил аудитории то, как сделать журналистский материал полным. При этом отметив, что «некафедральный» тип коммуникации в студенческих классах наиболее продуктивный.

SAMSUNG CSC

Перед тем, как перейти к заключительной части обучающего курса, каждый из нас попробовал себя в роли коуч-тренера. В паре с незнакомым человеком нужно было помочь собеседнику решить какую-то проблему. Отвечая на вопросы коуча, клиент сам должен прийти к возможным на практике вариантам разрешения своего вопроса. Такую методику может практиковать редактор, когда журналист затрудняется предложить новую тему или пока плохо представляет, как работать с текущей. Кроме того, коучингом можно пользоваться и в повседневной жизни.

В конце тренер снова разделил аудиторию на группы. Команды стали работать над новыми темами, которые не разобрали в начале занятия. В этом кейсе нужно было совместить приёмы предыдущих заданий с «Концепцией Маэстро» Бака Райана (Университет Кентукки, США). Этот приём можно выразить слоганом «Думай как читатель». Это разновидность командной работы, брэйн-сторминга и коллективного составления подробной когнитивной карты проекта. В самом начале команда должна ответить на вопрос, почему выбранная ей тема важна для потенциальной аудитории. Все аргументы и краткая презентация работы представляются в 30 словах. Для чёткой структуры материала когнитивная карта должна быть максимально разветвлённой с учётом формы продукта и платформы, на которой он будет размещён. Нашей команде досталась тема тюрьмы. В ней мы нашли ответ на первый вопрос методики. Группа стала развивать тему дистанционного образования в колониях для женщин, такая форма обучения появилась недавно. Было сложно выделить основные узлы будущего материала. Так, у команд появились макеты выступления в СМИ на сложные и непопулярные темы, рабочие схемы для качественной журналистки с большим чувством юмора.

Оставить свой комментарий

Вы должны авторизоваться чтобы оставить комментарий.

Studlive.by © 2018 Все права защищены

Неофициальный сайт студентов Института журналистики БГУ

Хостинг предоставлен компанией hoster.by