Вне времени

Казакова Анна Андреевна

Факультет журналистики

Недавно я посетила замечательный спектакль  Юрия Дивакова «Эдип»(OEDIPUS). Читая трагедию Сафокла «Царь Эдип», я довольно четко представляла все образы. Я видела сильного, молодого Царя Эдипа, зрелую, но еще не увядшую Иокасту. Но в спектакле не было этой античной эстетики. Нам показали людей, которые больше всего приближены к современным людям.

Что касается самого Эдипа, этот персонаж оставил во мне не самые хорошие чувства.

Если при чтении самой трагедии мне хотелось сопереживать искреннему раскаянию главного героя, то в спектакле такого чувства у меня не возникло. Я подозреваю, что на это отчасти повлиял возраст персонажа. Представляя сильного, молодого царя, его поступок, а именно убийство царя Лаия, можно было хоть как-то оправдать реалиями античности и горячей молодостью. А вот в спектакле Дивакова Эдипа оправдывать не хочется. Антураж современности, возраст, подразумевающий мудрость и большую ответственность за свои действия. Все это приводит к тому, что ты понимаешь, что Эдип получает по заслугам. Но даже если не рассматривать его поступки, персонаж мне не понравился. Это болезненный, нервный, неказистый человек, который в определенный момент больше начинает походить на помешанного. Его нервность также помешала почувствовать всю силу перипетии судьбы, созданную Сафоклом. Еще до кульминации, по поведению самого персонажа мы понимали, что скоро что-то произойдет.

Режиссер Юрий Диваков применил в своем спектакле очень интересный прием. Он не интерпретировал трагедию под современность, он ее завернул в другие декорации, при этом почти ничего не меняя. Такое осовременивание вызвало у меня неоднозначные чувства. Сначала я не поняла в чем суть. Будто режиссер пытается в целостную пьесу грубо внести что-то лишнее, чтобы показать, что он якобы видит ее по-другому. Но я ошиблась. Чуть позже начинаешь понимать то, что происходит на сцене. Такое же ощущение ты испытываешь, когда смотришь музыкальный клип, в котором песня об одном, а видео идет по совершенно иному сюжету. В итоге понимаешь, что вот эти контрасты дополняют друг друга и это не бессмысленная мишура.

Для меня минусом спектакля является его концовка. Я долго думала, почему иглу, которым Эдип себя ослепляет, заменили на порошок, а самоубийство Иокасты показали в виде видео из бассейна. Это было эффектно, но если честно, я так и не поняла смысл.

И всё же общее впечатление от спектакля осталось приятное. Режиссер не просто пересказал события на современность, а перенес их, почти не затронув. Этим он доказал бессмертие трагедии Софокла. Показал, что, не важно, в обертке из прошлого или будущего находится идея — люди все также ломаются под ударами судьбы, вне зависимости от времени.

Оставить свой комментарий

Вы должны авторизоваться чтобы оставить комментарий.

Studlive.by © 2019 Все права защищены

Неофициальный сайт студентов и абитуриентов факультета журналистики БГУ

Хостинг предоставлен компанией hoster.by