Журналистика будущего: до конца прессы осталось 10 лет?

Елизавета Мазурчик

Институт журналистики БГУ

Пока не совсем понятно, как журналистика будет развиваться в ближайшие 20-30 лет. Виной этому служит быстрое изменение ее формы, методов подачи материала. Откровенно говоря, каждый человек, привносящий нечто своё, в какой-то степени либо продвигает эту профессию, либо наоборот – стопорит. Если задуматься, возникает масса вопросов. К примеру, как образование влияет на профессиональные качества будущего сотрудника издательства, как в скором времени будут преподноситься мультимедийные истории, как изменится поиск информации с развитием социальных сетей и Интернет-порталов?

Если мы начнем разбирать всё по порядку, то, безусловно, начать стоит со становления отдельно взятого человека как журналиста в целом. Значительным фактором выступает подготовка молодых специалистов, которые в будущем смогли бы заменить титанов журналистики не только собственной страны, но и всего мира. В сознании многих людей профессионал своего дела прежде всего ассоциируется с человеком высокообразованным, обладающим широким кругозором и познаниями в разных областях. Речь сейчас не идёт об «однодневках», ставящих красоту на первое место, а ум – на второе. Когда их число превалирует, любая профессия вымирает.

В будущем основной задачей журналистики должна стать глубина раскрытия темы. На данном этапе историки задумываются о том, что отсутствие ценных сведений мешает историческим реконструкциям.Это мнение было озвучено в связи с тем, что преподносимая информация временами даже от части не имеет ничего общего с исторической действительностью. Простые статейки о прошедших событиях должны уйти, освободив место материалам, в полной мере отражающим саму суть, настрой, эмоции, и «малозначительные» (с точки зрения современной журналистики) факты. Здесь будет уместно выражение российского журналиста Дмитрия Соколова-Митрича: «Топовыми журналистами я считаю не тех, кто громче всех кричит всякие глупости и даже не тех, кто умеет красиво складывать слова в предложения – а тех, кто умеет создавать смысл».

По словам Бена Руни, экс-редактора WSG, «у газет сегодня больше конкурентов, чем раньше, потому что к другим газетам добавились социальные сети типа Facebook или Twitter». А всё почему? Они расширяют свой бренд на разных платформах и дают релевантную информацию. Для примера можно привести канал Vogue во Франции, на который в Твиттере подписано больше людей, чем на канал LeMonde. И все потому, что они постоянно публикуют информацию с показов мод – они релевантны. В будущем такой подход должен стать основным: люди хотят читать то, что является центром их интересов, разделяющихся на моду, спорт, искусство и науку. Без перерывов на новости и рекламу – лишь поток необходимой информации.

Немаловажным аспектом выступает качество подачи материала в будущем. Как известно, журналисты призваны писать о завтрашних новостях уже сегодня. На данном этапе для подготовки хорошего репортажа для выхода в эфир нужен не один день. И здесь нету речи о том, что если сюжет не свежий, то он уже не актуален – нет. «Дольше» не значит «хуже», потому как по сути для действительно стоящего материала, раскрывающего какую-либо важную тему, нужно время для осмысления и добротной работы. Газета выходит раз в день, программа новостей на радио или телевидении – не чаще, чем раз в час, журнал – раз в неделю или месяц. И уже сегодня, в связи с широким распространением Интернета, претерпевать кризис стали не только печатные СМИ, но также и кабельное телевидение. Так что, создаётся ощущение, будто через несколько десятков лет необходимость первых двух и вовсе сойдёт на нет. У журналистов будущего стоит серьезная задача, включающая в себя невероятно быстрый поиск информации, при этом с пониманием того, где нужно копать, чтобы найти самые важные истории. С созданием онлайн-контента уже нет возможности изучать данную тему в течение недель, как в печатной журналистике.

На мой взгляд, будущее журналистики за сетевыми журналистами. Медиасфера станет фрагментированной. На информационной площадке станет всё больше самостоятельных журналистов, независимых от медиаорганизаций, которые смогут свободно высказываться, при этом полностью контактируя со своей аудиторией в режиме онлайн. Такие люди не рассматривают свою работу в духе «увидел, снял, написал, забыл». Основной материал у них – это живая информация. Объяснив контекст и дав достаточный объем данных, он отслеживает реакцию аудитории и вступает в обсуждение. Сетевой журналист направляет свой потенциал не только на подготовку материала. Немаловажным фактом является использование отклика на содержание. Такая работа больше направлена на создание дискуссии вокруг данной темы.

Я не решаюсь делать таких громких заявлений, как журналист Андрей Мирошниченко, который прямым текстом сказал, что «смерть прессы наступит к концу 2030 года». У него все обозначено не голословно, однако мне сложно поверить в то, что рано или поздно исчезнут газетные киоски и стенды с журналами. Бумага будет жить.

Оставить свой комментарий

Вы должны авторизоваться чтобы оставить комментарий.

Студент онлайн © 2017 Все права защищены

Неофициальный сайт студентов Института журналистики БГУ