«Я, Эрл и умирающая девушка»: если все потерять, можно многое успеть

Анастасия Новосадова, Илья Трофимов

Комедийная драма американского режиссера Альфонсо Гомеса-Рехона в этом году стала триумфатором кинофестиваля «Сандэнс» — одного из самых значимых в мире независимого кино. Авторитетное жюри и ординарные синефилы проявили солидарность: картина получила не только главную награду в номинации «Лучший игровой фильм», но удостоилась и приза зрительских симпатий.

Лента вышла в широкий прокат в июле, спустя 5 месяцев после фестивального успеха. Как и полагается независимому кино, «Я, Эрл и умирающая девушка» оказался фильмом убыточным: мировые сборы составили всего $9 млн — при восьмимиллионном бюджете. Тем не менее, в рейтинге лучших картин года по версии крупнейшего англоязычного ресурса о кинематографе IMDb.com драма Гомеса-Рехона заняла 6-ое место. Мнение кинокритиков при этом не учитывалось — в основу списка легли оценки посетителей сайта, скрупулезно собранные за двенадцать месяцев. Лицемерие, достойное восхищения: кинозритель не готов голосовать за хорошее кино рублем, но вот сердцем — всегда пожалуйста.

Голосуй сердцем

«Я, Эрл и умирающая девушка» — это глубоко волнующая и при этом чертовски остроумно рассказанная история об обреченной дружбе, которая становится компасом на пути к взрослению для Грега Гэйнса (Томас Манн), талантливого, но бесконечно инфантильного и неуверенного в себе подростка.

Семья Грега живет в пригороде Питтсбурга: мать-наседка (Конни Бриттон) заботливо душит свое чадо крыльями гиперопеки; папаша (Ник Офферман), образец для подражания, круглыми днями смотрит артхаус, поддерживает доверительные отношения только с котом и ни о чем не переживает.

Ник Офферман

Как следует проникшись увлечением отца, Грег в компании своего лучшего и единственного друга Эрла (Эр Джей Сайлер) посвящает все свободное время съемкам эксцентричных пародий на шедевры интеллектуального кинематографа. Результаты творчества старательно скрываются от посторонних глаз, в том числе и от отца-синефила — убежденный в собственной бездарности, Грег как огня боится любой критики. Главный герой настолько не уверен в себе, что называет Эрла не другом, а всего лишь коллегой — ну как тот побрезгует его дружбой и тем самым разобьет Грегу сердце?

Я и Эрл

Парень учится в выпускном классе. Он не собирается поступать в колледж, не собирается идти на выпускной — он вообще не собирается что-либо делать. Герой Томаса Манна — не лентяй, напротив, он прилагает огромные усилия, чтобы всегда оставаться незаметным. Каждый американский старшеклассник, как известно, обладает невероятной индивидуальностью — наверное, именно поэтому все без исключения подростки обитают в своем маленьком стаде: в этом углу школы тусуются готы, в другом — спортсмены, в третьем — ребята из театрального кружка… Градус индивидуализма среди американских школьников настолько высок, что любой отдельно взятый индивидуалист в пределах своей среды обитания отличается от братьев по разуму примерно так же, как отличаются солдаты в казарме.

4 (2)

Один лишь Грег чувствует себя чужим на этом празднике жизни. Он не знает, где его место и совершенно не желает разбираться в себе. Окружающие отвечают человеку-невидимке полной взаимностью — не обращают на паренька никакого внимания. Высшим для себя благом подросток считает сохранение статуса-кво: пускай у него почти нет друзей, зато нет и врагов. Собственно, где-то в глубине души Грег, может, и не прочь поучиться в колледже, но полностью уверен, что в этом случае его ожидают четыре года страданий в окружении абсолютно чужих и чуждых ему людей.

Чужие

В один не самый прекрасный день родители доверительно сообщают Грегу, что у ученицы его школы, Рэйчел (Оливия Кук), диагностирован рак — впрочем, в излечимой форме. Подростки никогда не были друзьями, но мама Грега заставляет того позвонить девушке и выказать свою поддержку в самых искренних выражениях, а заодно пригласить бедняжку на утешительную прогулку. Использованные выражения не произвели на Рэйчел особого впечатления — та от прогулки вежливо отказалась. Впрочем, родительница парня на этом не успокоилась: уж она-то смогла подобрать нужные слова, после которых нерадивый сын был вынужден нанести визит приболевшей незнакомке.

Вопреки ожиданиям, Грег и Рэйчел быстро нашли общий язык. Подросток ежедневно навещает новую подругу, и чем ближе он узнает ее, тем лучше разбирается в собственном внутреннем мире. Позже Рэйчел знакомится и с Эрлом, и только от него впервые слышит про дело всей жизни Грега — создание фильмов. Главный герой впадает в отчаяние, ведь он убежден, что его бездарные поделки не стоят выеденного яйца. Девушка, напротив, изучает творчество Грега с неподдельным интересом. Тем временем ей становится все хуже — излечимая форма рака решительно отказывается поддаваться лечению.

5

В основу картины «Я, Эрл и умирающая девушка» лег одноименный роман Джесси Эндрюса. Мощный литературный фундамент ощущается постоянно — фильм целиком состоит из роскошных диалогов и не менее прекрасных монологов. Любителям «Трансформеров» и «Форсажей» такое противопоказано — о чем красноречиво свидетельствуют кассовые сборы. Лента Альфонсо Гомеса-Рехона очень близка по духу драме «Хорошо быть тихоней» (2012) с Эмой Уотсон в одной из главных ролей, которую по собственной книге поставил писатель Стивен Чбоски. Эти пронзительные истории об одиночестве, дружбе и поиске своего места во взрослом мире могут оставить равнодушным лишь человека, у которого не было детства.

Равнодушие

P.S. Ближе к середине повествования Грег обращается с киноэкрана непосредственно к зрителю, дабы озвучить спойлер: он обещает, что в конце фильма Рэйчел ни в коем случае не умрет. Но можно ли ему верить?

Оставить свой комментарий

Вы должны авторизоваться чтобы оставить комментарий.

Studlive.by © 2018 Все права защищены

Неофициальный сайт студентов Института журналистики БГУ

Хостинг предоставлен компанией hoster.by