Незамеченное веб-радио и его светлое будущее

Эзиз Овезов

Институт журналистики

Веб-радио, или интернет-радио – разновидность СМИ, которая использует возможности традиционного радио и мультимедиа. Представьте, что сейчас вы пишите мне, автору статьи, сообщение, и просите написать о чём-то другом. Возможно, вам действительно хочется, чтобы я писал про другое, но я этого не узнаю, потому что у вас нет возможности контактировать со мной во время подготовки материала. Мне приходится угадывать, какая информация вам понравится, а какая будет лишней. Так происходит во всех традиционных СМИ, но в веб-радио все иначе.

Главное преимущество этой площадки – возможность напрямую взаимодействовать с аудиторией и делиться не только аудио, но и всевозможными ссылками, фотографиями, видео и любого рода графической информацией, которая может отображаться в прямом эфире по запросу пользователей, либо по инициативе ведущих эфира. Более того, зрители могут коренным образом повлиять на эфир и изменить ход радиопередачи. Если вам и большому количеству других читателей данной статьи мои рассуждения покажутся скучными, вы сможете не закрыть статью и перестать читать, а попросить меня сменить тему, либо подробнее рассказать о других аспектах темы, которые лично я посчитал не достойными вашего внимания.

Это далеко не все возможности веб-радио, но уже из этих примеров видно, что подобная платформа имеет право на пристальное внимание профессиональных журналистов. Однако, при появлении интернет-радио незаслуженно осталось незамеченным, и долгое время оставалось в “андеграунде” интернет-сообщества. К счастью, ситуация начала меняться в лучшую сторону, и некоторые исследователи начали обращать внимание на данную категорию СМИ.

В общем доступе сейчас есть несколько научных работ, которые посвящены проблематике веб-радио. К примеру, научная статья в журнале “Вестник Томского государственного университета” под заглавием “Интернет-радио как новый тип медиа и основа новых дискурсивных практик” а также диссертация “Радиовещание в Интернете: теория, типология, специфика журналистской деятельности”. В обоих исследованиях подробно описываются некоторые аспекты этого нового интернет-явления, но об абсолютном раскрытии темы речи не идет. Главная причина этого – маргинальность и обособленность многих интернет-радио площадок, которые благодаря этому остаются незамеченными для большой аудитории. Делается это в угоду независимости и возможности вещать на довольно спорные темы.

Такие интернет-радио площадки собирают вокруг себя специфическую аудиторию и мало привлекают к себе внимание массового слушателя. Несмотря на это, некоторые веб-радио имеют большую армию поклонников, и с каждым годом она только растет. Здесь нужно отдельно обратить внимание на то, что большинство обычных слушателей со временем становятся именно настоящими поклонниками эфиров, так как возможность задавать вопросы и диктовать ведущим свои требования к проведению радиопрограмм повышают их лояльность и вовлеченность в некое совместное творчество радиоведущего и аудитории.

Несмотря на большое влияние слушателей, ведущие не становятся простыми марионетками и не потакают каждому желанию аудитории. Наоборот, они выступают неким светочем в темном царстве, который разобрался в какой-либо теме перед эфиром и отвечает на вопросы по этой теме, которая, в свою очередь, оговорена заранее. Среди постоянных слушателей ведущие приобретают статус экспертов, что заставляет аудиторию постоянно возвращаться на эфиры и продолжать задавать вопросы. В каком-то смысле это придает веб-радио образовательный характер. Благодаря этому стали очень популярны эфиры по философии, которые сейчас переживают огромную популярность, в основном, в среде подростков и студентов.

Приобретение статуса эксперта и влиятельность каждого ведущего независимо от радиостанции, на которой они вещают, играет негативную роль для увеличения популярности веб-радио. Это происходит из-за того, что становясь независимыми, наиболее влиятельные радиоведущие получают прибыль не с рекламы на сайте, и не от глав радиостанции, а от непосредственных слушателей, которые присылают ведущим пожертвования (donations). Таким образом, у них просто не возникает желания участвовать в развитии площадки, так как отсутствует стимул. Показательный пример тому можно было наблюдать на независимой интернет-станции МЭД ФМ.

Возглавлявший творческую деятельность веб-радио на тот момент человек предъявлял требования другим ведущим изменить свое поведение, стать более политкорректными, чтобы привлечь внимание рекламодателей и сделать сайт прибыльным. Ведущие восприняли это как покушение на независимость и попросту лишили модератора возможности влиять на трансляции. Сам конфликт проходил во время эфира  и при поддержке действий популярных ведущих их аудиторией. После ухода модератора веб-радио стало еще более маргинальным и закрытым сообществом, в котором сейчас нет ни рекламы, ни фактического главы, а все деньги на поддержку сайта и ведущих идут с пожертвований слушателей.

Несмотря на эти тенденции, на мой взгляд, веб-радио имеет все шансы получить массовость. Если профессиональные журналисты возьмутся за изучение возможностей этой площадки, привлекут массовую, лояльную аудиторию и займутся развитием интернет-радио, крупные рекламодатели не смогут обойти их стороной. Здесь все упирается в молодых журналистов, которым интересна данная тематика и которые могли бы этим заняться. Очень надеюсь, что среди читателей такие найдутся и возьмутся за развитие этой практически нетронутой перспективной ниши. Или хотя бы посвятят этому вопросу свои курсовые и дипломные работы.

Оставить свой комментарий

Вы должны авторизоваться чтобы оставить комментарий.

Студент онлайн © 2017 Все права защищены

Неофициальный сайт студентов Института журналистики БГУ