Монополия «Белавиа»: хорошо или плохо?

Сухайл Сухиев

Институт журналистики БГУ

Монополия ОАО «Белавиа» – национальная авиакомпания Республики Беларуси, рейсовые и чартерные полёты которой осуществляются из Национального аэропорта в Минске. 

«Белавиа» выполняет международные рейсы примерно в 40 странах Европы и Азии. Конечно, «Белавиа» не обслуживает все полеты из Национального аэропорта, ведь по направлениям из/в Минск рейсы также совершают российские авиакомпании «Аэрофлот», «Ютэйр» и «Сибирь», израильская «ЭЛЬ-АЛЬ Израильские авиалинии Лимитед» и другие.

Что касается рынка белорусских авиалиний, то «Белавиа» – единственный его представитель (то есть чистая монополия) в Беларуси. Также «Белавиа» выполняет всю программу полетов туристов с вылетом из республики. Я считаю, что идея национальной авиакомпании уже не отвечают ни интересам страны, которая давно могла получать максимум прибыли от авиакомпании и центрального аэропорта страны, ни, тем более, интересам пассажиров.

Положение об авиаперевозках мира за последние годы демонстрирует определённые тенденции: неэффективные авиакомпании периодически становятся банкротами, причём в совершенно разных странах и континентах, абсолютно независимо от того, частная ли это компания или национальный перевозчик. Из недавних примеров можно назвать американскую компанию «American Airlines», австралийскую «Air Australia», испанскую «Spanair», российскую «Континент».

Однако новые большие аэропорты, авиаузлы, несмотря на высокую стоимость постройки, возводят повсеместно. Отличным образчиком может послужить новый аэропорт в Берлине, который открылся совсем недавно. Германии он стоил 3 миллиарда евро: немцы не зря уверяли себя, что эти деньги не будут потрачены впустую, ведь этот аэропорт уже стал крупным авиаузлом центральной Европы.

Так почему же «Национальный аэропорт Минск» не может стать одним из таких авиаузлов, соединяющим Запад и Восток? Может быть, нужно сделать ставку не на национальную авиакомпанию «Белавиа», а на национальный аэропорт, как это уже давно делают во всем мире? Почему мы порой идём своим путем, не учитывая законы экономики и бизнеса, ведь в 90-ые годы было выдвинуто немало предложений по инвестированию в Минский аэропорт, в то время как Гродненский аэропорт хотели занять литовцы. Я уверен, что инвесторы найдутся и сегодня.

Вначале нужна модернизация до мирового уровня взлётно-посадочной полосы аэропорта, а также строительство второй полосы. Есть наглядный пример соседей, который Республике Беларусь вполне можно взять за основу – это Рижский аэропорт в Латвии. «В 2013-ом году этот аэропорт принял пассажиров в два раза больше, чем составляет население Латвии. 66% авиапассажиров перевезла национальная компания «АirBaltic», 20% — «Ryanair» – бюджетная авиалиния, на 62% увеличился пассажиропоток ещё одной бюджетной авиалинии «Wizz Air». Рост транзитных авиапассажиров – 37%, на 8 % выросло и количество обслуженных самолётов (72 855), на 3 % выросло количество обслуженного груза (12 665 тонн). В Рижском аэропорту на данный момент работает 15 международных авиалиний в 82 направлениях».

Да, показатели «Белавиа» несравнимо хуже. И проблемы подобно этим возникают в ней постоянно. Многие крупнейшие мировые авиалинии в своё время хотели летать в огромное количество городов из Минска, но «паритетные условия сделки» всегда были главным аргументом «Белавиа». На этом все переговоры заканчивались. Белорусские турфирмы уже устали объяснять туристам, что любые поездки, подразумевающие авиаперелёт, обойдутся дешевле, если вылетать из Киева, Москвы, Вильнюса. А всё потому, что у «Белавиа» нет в распоряжении больших самолетов на 300 и более человек, соответственно и стоимость билетов непомерно высокая. Высокая настолько, что общая стоимость дороги до Москвы, Киева и Вильнюса всё равно ниже, чем лететь с «Белавиа».

 В свою очередь «Белавиа» абсолютно невыгодно содержать очень большие самолёты, и всё потому, что такие полёты окупались бы только в летний период на чартерных рейсах, например, в Турцию, Тунис, Египет и другие тёплые станы. Как объяснить рядовому туристу, что, получив скидку от авиакомпании «Lufthansa», которая далека от low-cost (бюджетных) авиакомпаний, можно купить билет в Барселону (Испания) из Минска за 200 евро туда и обратно (к слову, аналогичный рейс от «Белавиа» обойдётся примерно в 500 евро).

Вообще ценообразованием на рейсы «Белавиа» занимается особый отдел – служба управления доходами. К ней относится специальная система планирования тарифами, которая только сама по себе, без учёта постоянного обучения сотрудников и модернизации используемых компьютеров, стоит порядка 500 тысяч долларов США. При формировании цен этой системой, учитывается около пятидесяти основных параметров: загруженность и популярность отдельного рейса в предыдущие годы полётов, выходные или государственные праздники в конкретных странах. Или в каких городах проводятся крупные общественные или спортивные мероприятия, вроде чемпионата по футболу? Какая конкуренция авиабилетов и авиалиний в данном направлении, какой ожидаемый пассажиропоток в конкретное время и так далее.

Постоянный учёт и контроль всех этих параметров формируется в окончательные тарифы, которых по каждому из направлениях существует около двадцати. По сути, сегодня с «Белавиа» летят только туристы на чартерных рейсах. Также окупаются регулярные рейсы Минск-Санкт-Петербург и Минск-Москва-Минск — цены на них не такие устрашающие, а также часто бывают распродажи и скидки. Однако сегодня практически любой турист, путешествующий самостоятельно, знает про бюджетные авиалинии «Wizz Air» и «Ryanair», которые летают из соседних Вильнюса, Каунаса, Риги и Таллинна (они уже и так отобрали огромное количество пассажиров у «Белавиа»).

 Вспомним вышеуказанный пример Барселонской авиакомпании, рейс которой, но уже из Вильнюса, то есть полёт Вильнюс-Барселона-Вильнюс может обойтись (ещё если попасть на распродажу билетов) примерно в 100 евро или даже меньше. Конечно, полёт не включает еду и багаж, но и то и другое при желании всегда можно докупить. Именно по этой причине сегодня всё больше белорусов предпочитают летать не из Минска.

Хочется верить, что в ближайшее время будет принято экономически эффективное решение по развитию авиакомпании «Белавиа» и Национального аэропорта Минск. У государства появится доход, а у туристов возможность путешествовать в разные уголки мира из национального аэропорта  страны с различными уровнями комфорта и минимальной ценой на билеты. Увеличение компаний, базирующихся в Национальном аэропорту, количества прямых и транзитных рейсов да и авиапассажиров в частности приведёт к росту туризма в Республику Беларусь.

Решение только этой проблемы, помимо ряда нескольких, а именно визовой политики государства, позволит сделать туризм выгодным бизнесом, который приносил бы существенную прибыль государству, а также прибыль тем, кто этим непосредственно занимается.

Ну, а пока у «Белавиа» может появиться конкурент на национальном рынке — в Республике Беларусь хотят создать ещё одну международную пассажирскую авиакомпанию. «Есть поручение предприятию «Гродно-авиа» создать вторую международную пассажирскую авиакомпанию в Беларуси, как конкурент «Белавиа», – заявил недавно Анатолий Сивок, министр транспорта и коммуникаций Беларуси. Анатолий Сивок отметил: «Сейчас стоит вопрос о бизнес-плане. Расчёты ведутся. Когда они окончательно будут нам представлены, то бизнес-план пройдёт утверждение в Министерстве транспорта и коммуникаций».

Однако, я считаю, что это не послужит решением проблемы высоких цен на авиаперевозки. Конечно, конкуренция – это хорошо, но если оба перевозчика — государственные, особого смысла в этом нет. Решением проблемы, как уже отмечалось выше, стала бы модернизация с помощью иностранных инвестиций Национального аэропорта Минск, предоставление доступа к нему международным и бюджетным авиалиниям и, таким образом, превращение его в крупный международный авиаузел.

Оставить свой комментарий

Вы должны авторизоваться чтобы оставить комментарий.

Студент онлайн © 2017 Все права защищены

Неофициальный сайт студентов Института журналистики БГУ