Кому нужны молодые художники в Беларуси?

Александра Семак

Институт журналистики БГУ

Современное белорусское искусство является чем-то загадочным и странным. Многие утверждают, что его вообще нет. А есть ли молодые художники? И почему так редко можно услышать их имена или узнать об их выставках?

В музеях представлены работы артистов со всей Беларуси, однако было очень мало произведений молодых художников, скульпторов, графиков.

В каталоге «БелЭкспоАрт-2012» были представлены работы артистов. Большинство молодых художников были представлены фрагментами своих дипломных работ. К сожалению, глядя на эти работы, в голову приходили мысли о просмотре на гуманитарном факультете БГУ. В работах не было самостоятельности.

И у меня возник вопрос: где молодые творцы? Где творят недавние выпускники творческих университетов? Почему современное белорусское искусство было представлено зрелыми художниками?

Где молодое искусство? Этот вопрос я задала своему знакомому дизайнеру Игорю. Он долго молчал, а потом ответил, что в Беларуси искусства нет, современного настоящего, свободного искусства. Это либо тусовка, сосредоточенная в галерее У либо союзы художников, дизайнеров. А все остальные, по мнению Игоря, творят в стол либо просто уезжают из Беларуси, потому что у нас нет возможностей.

Проблема заключается в том, что белорусское искусство является антиевропейским и политизированным. Молодым художникам сложно заявить о себе, не переходя какие-то рамки.

Непрофпригодность выпускников

Творческие вузы, по мнению многих исследователей, не способны перейти на новый уровень, изменить учебную программу. Тем самым, выпускаются специалисты, которые не умеют владеть на должном уровне, например, компьютерной графикой или вебдизайном. Образование, которое было сформулировано, во времена советского союза дает осечки.

Многие юные творцы, понимая данную проблему и реально оценивая свои шансы, уезжают учиться в Западную Европу или Америку и не возвращаются. Почему? Ответ мне дала Настя – будущий дизайнер, студентка одного из польских вузов: «А что мне делать в Беларуси? Мастерить сайты для администрации района? Или делать рекламу для метрополитена? А здесь за ту же самую работу я мало того, что получу больше денег, так еще я смогу творить, а не жить в заданных рамках».

Кроме того, многие выпускники гуманитарного факультета БГУ со временем разочаровываются в выбранной профессии и как итог ни о каком участии в выставках и речи не идет, мало кто представляет сколько получает художник. И многие предпочитают работать фрилансерами: иллюстраторами, флэш-аниматорами, веб-дизайнерами, чем творить что-то для галереи современного искусства.

Быть художником – альтруизм?

Денежная проблема остро ощущает в нашей стране. Многие молодые специалисты полагают, что быть художником в Беларуси – альтруизм. А кушать все равно хочется.

В галереи тоже не пробиться, если у тебя нет имени, то ты никто – так считает Анна, выпускница кафедры дизайна, по факту – продавец-консультант в магазине сотовой связи.

Возможно, проблема в таланте. Но, получается, большая часть студентов к выпуску становятся бездарными? Непрофпригодными?

Многие художники полагают, что в Беларуси нет достаточного количества свободных арт-площадок, где можно было выставляться.

«Хорошо, я художник, допустим, я пишу картины маслом, а масло купить, а кисточки купить, а холст, а где деньги брать? У мамы на шее сидеть? Или идти работать дворником / продавцом / охранником? Работать художником? Я не видел еще ни разу объявления: «Ищем художника», ищут иллюстраторов, аниматоров, но не художников. Мы вымерли для работодателя. Ненужный вид» –так описал ситуацию в Беларуси Сергей – еще один недавний выпускник гуманитарного факультета.

Что делать? Как быть?

Возникает закономерный вопрос: неужели в принципе в нашей стране нет юных талантливых, а главное успешных дарований? Безусловно есть, но здесь необходимо отметить, что такие художники живут в рамках либо галереи У, либо музея современного искусства.

Искусство в Беларуси не выходит за рамки галерей или мастерских художников, оно не находится в кофейнях и его сложно найти в кафе, таким образом, само по себе искусство, искусство молодых, неименитых художников никому не нужно.

Игорь, успешный дизайнер, на мой вопрос о том, что необходимо сделать, чтобы молодые появилась ниша в профессии для молодых художников скептически ответил:

«Самое главное что нужно сделать — изменить мировоззрение людей. У нас любое телодвижение – вызывает бурю критики – опять белорусы сделали плохо. Стереотипы – Белорусский язык? Ерунда это, а не язык. Культура? Да ничего у нас нет, вот в Москве да, культура. Никому ничего не нужно – Поработал. Поел. Поспал. Пятница – суббота – гулять в бар. Белорусские бары переполнены и задыхаются от людей. И правительство, Саша, тут ни при чем. Проблема в нас самих. Нужно искоренять «совок»! Все художники ездят по Европе и продают свои работы там. Вот ты в наших квартирах много картин видела?»

Нужна популяризация белорусского искусства, оно должно выйти из потемок галерей и не прятаться в мастерских, а также в узких кругах элиты. Ведь востребованность рождает конкуренцию.

Искусство это не только то, что законсервировано в музеях или продается в галереях это еще и то, что вдохновляет прохожих, эстетически привлекательно для людей или, в конце концов то, что поднимает какие-то важные политические или социальные проблемы и выражает это с помощью художественных работ. И именно в этом молодые художники могут найти себя, в том, чтобы способствовать выходу искусства на улицу, тому, чтобы искусство ожило в городе, стало публичным высказыванием.

Оставить свой комментарий

Вы должны авторизоваться чтобы оставить комментарий.

Studlive.by © 2018 Все права защищены

Неофициальный сайт студентов Института журналистики БГУ

Хостинг предоставлен компанией hoster.by